30.08.2005

Первая онлайновая демократия в бизнесе



Анатолий Ализар

Сотрудники нефтяной корпорации Schlumberger группируются по интересам и сами выбирают себе начальников сроком на один год среди своих же коллег.

На первый взгляд, это выглядит рискованно для корпорации с годовым оборотом в $11,5 млрд. Мы все привыкли, что управление на фирме осуществляется жесткими авторитарными методами. Фактически, на каждой фирме существует четко выраженная властная иерархия и соблюдаются принципы субординации. Малейшие признаки демократии подавляются в зародыше.

Это связано с тем, что современный бизнес, в общем, боится делиться властью со своими работниками. Хотя к этому все идет: в последние годы, например, в Америке, стало нормальной практикой для стартапа выделять опционы (часть бизнеса) для своих работников, так что большинство сотрудников являются ее совладельцами, и чем больший стаж работы на фирме — тем более значительная доля находится в собственности работника.

Американская нефтяная корпорация Schlumberger пошла еще дальше. Она организовала на фирме настоящую демократию, со всеми сопутствующими атрибутами: избирательными кампаниями, демократическими выборами, импичментом и т.д. Такое стало возможным благодаря интернету. Об этом беспрецедентном случае пишет журнал Wall Street Journal.

Работники компании создают в онлайне группы по интересам, выбирают лидеров для каждой группы, который получает в свои руки реальные рычаги управления сообществом. Например, группа инженеров компании, в которую входит более 1000 специалистов, выбрала себе лидера, который пообещал увеличить влияние технических профессионалов на руководство компании, чтобы «пробить» соответствующие проекты научно-технических исследований. Под этим лозунгом рядовой геолог из Нигерии Джон Афилака (John Afilaka) провел свою предвыборную кампанию и победил. Теперь он уделяет 15–20% рабочего времени редактированию группового веб-сайта, организации собраний и совещаний в онлайне, а также занимается другой организационной деятельностью.

В штат корпорации Schlumberger входят 52 тыс. работников в 80-ти странах мира. В интернете уже сформировались 23 полноценных корпоративных сообщества разной тематики: от химии до бурения скважин, а также около 140 «групп по интересам» меньшего размера. В общей сложности в онлайновой жизни корпорации Schlumberger участвуют более 11.750 ее сотрудников. Руководство считает, что это интересный эксперимент, потому что у работников появляется стимул для самовыражения и более эффективной работы.

Фирма пошла на эксперимент после того, как начала испытывать затруднения с управлением, ведь в штат компании входят физики, химики, геологи, инженеры и другие специалисты самого высокого класса и совершенно различного профиля. Многие из них увольнялись, потому что не видели эффекта от своей работы. «Если мы не можем ими управлять, то пусть они сами собой управляют», — решили топ-менеджеры. Они начали с того, что создали на сайте раздел, в котором каждый сотрудник мог создать персональную страницу с полным описанием своих способностей, сферы интересов и хобби. Затем начали формироваться сообщества по интересам, а через шесть месяцев прошли первые выборы.

WEBPLANET.RU