30.08.2005

Отпечаток успеха. Фоторынок в России угрожающе растет



Очереди на выставки, давка на мастер-классах знаменитостей, рост цен в галереях. Последний год в России происходит настоящий фотографический бум, считаетВИКТОРИЯ Ъ-МУСВИК.

Еще совсем недавно раскруткой фотографии у нас занимались всего несколько энтузиастов и организаций (в первую очередь, конечно, Ольга Свиблова и Московский дом фотографии, Андрей Баскаков и "Фотосоюз", Алексей Логинов и Академия фотографии). Теперь процесс, что называется, вышел в народ – и это главный итог именно этого года.

Одна из главных тенденций – выход на сцену совсем новых участников игры. У поколения молодых авторов (до 30 и даже до 25 лет) явно есть свой почерк. Их работы только-только начинают появляться в глянце или в выставках, их имена еще не помнят – но они уже вкладывают деньги в технику и открывают студии. Среди запомнившихся новичков – Эмиль Гатаулин, Сергей Дуванов, Сергей Исаков, Татьяна Мыльникова, Тимофей Парщиков, Игорь Старков. Показателен конкурс "Серебряная камера". Здесь произошел не только количественный (2000 год – 1600 работ; 2004-й – 6000 работ 420 авторов; 2005-й – 7350 снимков 720 авторов), но и качественный скачок. У конкурса были свои звезды – Владимир Мишуков, Игорь Мухин. В этом же году случился неожиданный прорыв, а звезды не выделялись на общем фоне. Благодаря молодежи (около 60% участников до 30 лет). Среди новых тем появилось все то, что радует или ужасает – и составляет основу повседневности: представители иных культур (серии о цыганах, "разных конфессиях", узбекских продавцах), профессиональная жизнь города (серии про мясокомбинат, пекарей, рабочих). В технике съемки явно сказались приемы отечественной фотографии XX века – хотя молодым авторам определенно не хватает знания зарубежного контекста. Та же тенденция в провинции – например, на Сибирской фотобиеннале (Сургут) в 2005 году впервые было много качественной социальной, репортажной фотографии, часть была сделана совсем юными авторами.

Важный итог года – увеличение количества выставок не только в столице, но и в провинции. А вот на рынке фотографии дела пока идут скромнее. Практически не увеличилось количество частных дилеров (всего около десятка на Москву) и галерей, торгующих фотографией,– как известных арт-галерей вроде "Айдан" и XL в Москве и Галереи Марины Гисич в Питере, так и фотогалерей (здесь в Москве остались все те же: "Фотосоюз", Галерея имени братьев Люмьер, "Глаз", "Арт-Коллегия", из новых – только "Рефлекс"). Тем не менее следует отметить, что цены – по сравнению с мартом 2003 года (см. "Коммерсантъ-Деньги", 2003, #10) повысились в среднем на 20-40%, по некоторым современным авторам (Олег Кулик, группа АЕС+Ф) повышение произошло в два и более раз. В последнее время начался процесс выравнивания цен с Европой (по отечественным авторам), однако галеристы сходятся в том, что они по-прежнему на 30-40% ниже европейских.

Тенденцией стала и активно ведущаяся последние год-два торговля западными авторами – работами Хельмута Ньютона, Хорста П. Хорста, Уильяма Кляйна, Эрвина Олафа. Цены на некоторые из их работ выше $10 тыс., а предел здесь Хельмут Ньютон – до $120 тыс. Наибольшей популярностью пользуются наиболее раскрученные западные и отечественные авторы, растет интерес к фотографии 1930-1950-х, прогнозируется всплеск интереса к работам авторов времен оттепели. В целом же рынок фотографии пока не приобрел четкой структуры, нет вторичного рынка, не хватает знаний о специфике (винтаж, тираж), рекламы и специалистов, а коллекционеры предпочитают не обращаться к экспертам (отметим, что на рынке антиквариата и живописи такой риск – непозволительная роскошь).

Наконец, произошло резкое увеличение количества фотоальбомов на русском языке. За последние год-полтора помимо ставших уже привычными эмдээфовских альбомов и каталогов вышли "Возвращение" Мишукова и "Рожденные в СССР" Мухина, новая серия нового издательства "Пунктум" ("Шедевры фотографии из частных коллекций" и "Обнаженные для Сталина", готовится к печати альбом дореволюционного фотографа Алексея Мазурина), вышла на русском книга Двида Кинга "Пропавшие комиссары", в Челябинске издан пятитомник крупнейшей отечественной фотолетописи. По сведениям книжного магазина "Москва", в 2004-2005 годах именно отечественные книги стали лидерами продаж в этой категории. В целом в столичных магазинах, торгующих фотоальбомами, в разделе "Искусство" фотография занимает второе или третье место по объемам продаж (после традиционной живописи и дизайна).




Фотографы в глянце

Наталья Чернова, фоторедактор, Vogue:
– Среди наших авторов – 50 на 50 западные и российские celebrities. Это иногда и вопрос удобства, возможности поставить определенные задачи. Российских авторов у нас, конечно, не такой большой выбор: Егор Заика, Вячеслав Шаповалов, Максим Шут, Наташа Счастливая, Юра Козлов, Виктор Горячев. Мы предпочитаем работать с профессионалами, но раз в два-три месяца делаем заказы и новым.


Максим Балабин, арт-директор, "Афиша":
– С западными авторами мы работаем не так часто, в основном для "Афиши-Мира". Хотя с ними, конечно, удобнее – от них мы получаем то, что хотим. Но мы выходим в России и потому вынуждены общаться с русскими фотографами. Из молодых русских могу назвать Алексея Кузьмичева, Андреша Фекете, Ивана Пустовалова, Анну Чибисову, из старых – Леонтьева, Мухина. Выход вижу один – выращивать людей. Мы и пробуем это делать. Но случаи активности, к сожалению, единичны. И это в основном те, кто околачивается за границей.


Ольга Скорупская, арт-директор, Optimum:
– Западные фотографы по определению опытнее и лучше. Дело не в способностях: индустрия существует у нас недавно, мы просто еще не научились. И потом мы – переводной журнал. Из профессионалов мне нравятся Михаил Королев, Владимир Баринов. К маститым обращаемся, если хотим получить беспроигрышный вариант. Молодым даем поначалу небольшие задания. Из новых имен – Слава Филиппов, Михаил Розанов, Татьяна Сазанская, Андрей Бронников, Влад и Борис Антоновы, Кирилл Овчинников, Марат Мухонкин.


Светлана Родина, арт-директор, Harper`s Bazaar:
– Все большие фэшн-съемки для нас делают звезды, как российские, так и зарубежные. Из наших могу назвать Егора Заику, Владимира Фридкеса, Славу Филиппова. Конечно, нам всегда интересны люди со своими идеями. Поэтому с кем бы мы ни снимали сегодня, мы всегда ищем, с кем мы могли бы снимать завтра.

Беседовала МАРИНА Ъ-САВЧЕНКОВА



Галеристы о ценах на фотографию

Наталья Григорьева, галерея имени братьев Люмьер:
– Продаем классику (винтаж) и интерьерную фотографию. Из ныне живущих классиков: Лев Бородулин (авторские отпечатки) – $5 тыс. Из иностранных (современные отпечатки): Уильям Кляйн – в зависимости от формата $2-4 тыс. Молодые, 40-летние: Святослав Пономарев – 40-60 тыс. руб. Винтаж умерших авторов – от $500 до $3-4 тыс. (Яков Халип, Борис Игнатович).


Андрей Баскаков, галерея "Фотосоюз":
– Продаем только новые отпечатки с негативов классиков отечественной фотографии (Евгения Халдея, Бориса Игнатовича, Александра Гринберга и др.). В среднем за прошедшие год-полтора они подорожали на 20-30% – особенно те, у которых заканчивается тираж. Самые дорогие у нас – по €5 тыс. ("Знамя Победы над Рейхстагом" Халдея, "Экспресс" Шайхета


Айдан Салахова, галерея "Айдан":
– Продаем современное искусство. Самый дорогой – Рауф Мамедов, полиптих "Игры на подоконниках" – $35 тыс. Хорст П. Хорст – до $12 тыс. на отдельные работы (зависит также от тиража). Цены повышаются. Три-четыре года назад Хельмут Ньютон продавался за $28 тыс., сейчас – от $80 тыс. до €120 тыс.


Елена Селина, галерея XL:
– Традиционно дороги работы Бориса Михайлова. Цены колеблются от €3,6 тыс. до €5 тыс. Фотографии Олега Кулика продаются от €2 тыс. до €16 тыс. в зависимости от размера и тиража. Цены на Владислава Мамышева-Монро доходят до €4 тыс. Хорошо продается Игорь Мухин: с "Арт-Москвы" ушло четыре экземпляра из семи "Голой девушки". Активно продается Татьяна Либерман. Цены на них, как правило, в пределах €1 тыс. Интересно, что Мухин и Либерман продаются стабильно, а работы Михайлова уходят в основном с выставок.


Анатолий Злобовский, галерея "Арт-Коллегия":
– Галерея не специализируется на продажах – скорее покупает, чем продает. Продажи: Александр Китаев и Андрей Чежин – $600-800.


Ирина Белинская, галерея "Рефлекс":
– Только современные авторы. Владимир Клавихо ($2-3 тыс.). Вырос в цене Чиликов – $1 тыс. Есть мастера, чьи фото покупают музеи для фотографических коллекций, но при этом их снимки дорого не стоят: Александр Слюсарев – $200, Игорь Мухин – $600-700.

Беседовала МАРИНА Ъ-САВЧЕНКОВА











КоммерсантЪ