30.08.2005

Баррель сдуло в семидесятые. Цена на нефть достигла отметки $70



Обрушившийся на Восточное побережье США ураган Катрина вздул цену барреля нефти выше $70. Спекулятивные настроения на мировом рынке приобрели советские масштабы – искусственный дефицит может довести баррель и до $80. Россия от советского дефицита продолжает выигрывать.

В пятницу в Нью-Йорке торги закрылись ценой $66,13 за баррель легкой американской нефти. Казалось бы, значительно меньше, чем рекордные $68 за баррель, показанные неделей раньше. Однако общую тенденцию все сразу почувствовали. Как заявил Эд Сильер, вице-президент нью-йоркской брокерской компании Energy Merchant LLC, в последние месяцы трейдеры и спекулянты закупают нефть в огромных количествах при малейшей опасности перебоя в поставках. А тут ураган Катрина. "Если эта штука вызовет заметное сокращение нефтеперерабатывающих мощностей, мы окажемся в тяжелом положении",– указал господин Сильер. И образно обрисовал сложившуюся рыночную ситуацию: "В принципе, если я пролью канистру бензина на местной бензозаправке, мировая цена на нефть тут же взлетит на $1 за баррель – так что $70 за баррель не заставят себя ждать".

Действительно, не заставили. В выходные было объявлено, что более 40% нефтедобывающих мощностей американских компаний в Мексиканском заливе вышли из строя из-за урагана. Крупнейший в США Луизианский нефтеналивной порт, находящийся в 32 километрах от берега, принимающий танкеры, слишком большие для обычных материковых портов, и обеспечивающий 11% американского нефтяного импорта, заявил об эвакуации всех работников в субботу. Произошло массовое закрытие нефтеперерабатывающих заводов. В частности, ExxonMobil Corp. объявила о закрытии завода в Луизиане, перерабатывающего 183 тыс. баррелей в день. Всего в связи с ураганом было закрыто семь нефтеперерабатывающих заводов в Луизиане общей мощностью 1,44 млн баррелей перерабатываемой нефти в день (8,5% всех мощностей в США).

В результате фьючерсы на американскую нефть на Нью-Йоркской бирже взлетели в понедельник на $4,67 за баррель – до $70,80. Биржевой бензин подорожал до $2,12 за галлон (рост на 12%). Американские аналитики обратили внимание, естественно, прежде всего на ситуацию с бензином. "В прошлом году мы имели на 15 млн баррелей больше нераспроданных запасов бензина, чем сейчас",– указал Джим Риттербуш, президент иллинойской инвестиционной компании Ritterbusch and Associates.

Формально ничего экстраординарного не произошло. Еще в апреле нынешнего года эксперты МВФ отмечали: "Средняя цена нефти (средневзвешенная цена западнотехасской нефти WTI, североморской Brent и арабской Dubai crude) выросла с начала 2004 года на 75%. Рост цен на нефть, который был в основном неожиданным, отражал совокупное влияние значительного роста спроса на нефть, опасности временных перебоев в ее поставках, увеличившуюся геополитическую напряженность и ограниченные производственные мощности в странах ОПЕК". С ростом спроса на нефть до сих пор все не очень понятно (вряд ли Китай, который обычно обвиняют в повышенном спросе на нефть, готов платить за нее по $70 за баррель). С возможностями ОПЕК также ситуация непрозрачна: Саудовская Аравия и Иран, являющиеся главными нефтепроизводителями в рамках картеля, всячески препятствуют западным компаниям не только разрабатывать их нефть, но и знакомиться с нефтезапасами и реальными объемами нефтедобычи. А вот с геополитической напряженностью и опасностью временных перебоев все ясно – они совершенно реальны.

Ситуация начинает напоминать первый нефтяной кризис 1973-1974 годов. С арабским эмбарго на поставки нефти США и Голландии тогда все было далеко неясно – впоследствии арабские страны осторожно признавали, что эмбарго никакого и не было: нефть в США продолжала поступать через не попавшие под эмбарго европейские страны. Однако цены за год выросли в четыре раза. И теперь уже можно заключить, что рост цен был вызван спекулятивными настроениями в самих западных странах: зачем продавать нефть, которая может подорожать, когда ее можно купить? Таким образом, дефицит нефти создавался потребителями искусственно. Ситуация, напоминающая советские времена, когда любой мало-мальски привлекательный товар оказывался в дефиците по неизвестным причинам: не то власти производят его слишком мало, не то спекулянты скупают его слишком рьяно. При нынешнем искусственном дефиците советского типа и $80 за баррель никого не удивит. Мировая экономика, естественно, этого слишком долго не выдержит – однако некоторое время американские потребители будут мириться со сложившейся ценовой ситуацией (как они мирились с невероятными по тем временам нефтяными ценами с 1974-го по 1982-й годы).

А Россия с ее советским опытом от дефицита вновь выиграла. Как раз вчера заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович, по сообщению агентства "Интерфакс-АФИ", заявил, что с 1 октября экспортная пошлина на нефть может составить около $179 за тонну – значительный прирост по сравнению с рекордными $140 за тонну, введенными 1 августа.

СЕРГЕЙ Ъ-МИНАЕВ

Динамика цен на нефть


Куда ветер дует?

Алексей Кудрин, министр финансов России:
– История знала и более высокие цены – $80 за баррель. А семь лет назад она падала до $9. Никто не может предсказать цены на нефть в долгосрочном периоде, как и назвать точные причины их колебаний. Расходы государства, в котором поступления от нефти составляют около половины доходов, не могут падать или расти, как цены на нефть. Например, социальные расходы должны быть всегда гарантированы, так же как их поэтапный рост. Поэтому госполитику в области бюджетных расходов можно строить, только ориентируясь на среднюю цену, а за последнее десятилетие она не превышала $21,9. Нефтяные доходы бюджета-2006 мы уже посчитали из расчета $27 за баррель. Если цена нефти будет выше, то разница пойдет в стабфонд. Это уже верхний предел.


Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ:
– Не в нашу пользу – эффективно развивается экономика, ориентирующаяся не на ренту, а на производительность труда. Динамика цен на нефть непредсказуема, но пока инвесторы ожидают, что нефть будет дорогой в краткосрочном периоде, она будет дорожать, когда инвесторы начнут верить в долгосрочный характер этого тренда, начнется обратная динамика.


Евгений Сабуров, директор Института проблем инвестирования, член совета директоров ЮКОСа:
– В сторону увеличения цен. И это зависит от спроса. Колебания в сторону понижения возможны, но они будут кратковременными. Эта игра спекулянтов.


Сергей Глазьев, депутат Госдумы (фракция "Родина"), в 1992-1993 годах министр внешних экономических связей:
– Тенденция дорожания нефти в ближайшем будущем сохранится, но когда развитые страны смогут адаптироваться к росту, он прекратится. В будущем цена на нефть упадет. Это будет связано со снижением курса доллара и активной заменой энергоносителей – в лидеры выбьются природный газ и водород.


Сергей Алексашенко, глава фонда "Центр развития":
– Ураган прекратится, а угадать психологические факторы невозможно. Наши цены на топливо следуют за мировой ценой с интервалом в два месяца за вычетом экспортной пошлины. Хотя если нефть покупают нефть по такой цене, то она правомерна.


Александр Воловик, президент нефтегазовой корпорации "Би-Газ-Си":
– Страшно подумать, ведь экономика затрещит по швам, есть прогнозы, что к концу года цена достигнет $100 за баррель. Мы идем к дефициту, а он будет покрываться ценой.




Нефть дорожает плавно

Вчерашние торги на рынке наличной нефти в Европе не выделялись из череды последних дней. Несмотря на свирепствующий в Мексиканском заливе ураган, цены поднимались плавно. При этом колебания котировок составляли около $1 за баррель, или порядка 1,5%, что соответствовало уровню июля–августа. Котировки наличной нефти Brent изменялись в диапазоне $66-67,3 за баррель, не доходя порядка 5% до исторических максимумов. Котировки российской Urals оставались в диапазоне $59,5-60,5 за баррель, более качественной Siberian Light – $63,8-64,8 за баррель.




КоммерсантЪ