МВД взяло штурмом бюджет. Михаил Фрадков послал милиционеров в МинфинПремьер Михаил Фрадков решил мобилизовать МВД, Счетную палату и Федеральное казначейство на усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Вчерашнее заседание правительства убедило его главу в том, что другого, кроме силового, способа поднять эффективность бюджета в России нет. Вчера министр финансов Алексей Кудрин отчитался о полугодовом исполнении бюджета-2005. Результаты впечатляют: доходы превысили план почти на 755 млрд рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 30%. И это еще без учета денег ЮКОСа и "Сибнефти". С расходами сложнее. Во-первых, до общего расходного плана недобрали более 3%. А во-вторых, что важнее, так называемый кассовый разрыв (деньги по бюджетной росписи выделены, а бюджетополучатели их все равно не получили) за первое полугодие достиг почти 14%. Казалось бы, проблема кассового разрыва – чисто бухгалтерская. Но дело в том, что российский бюджет до сих пор непрозрачен. Таковым он может стать не ранее 2008 года, когда его планируется перевести на программно-целевые рельсы. Это означает, что организации должны будут запрашивать бюджетные средства на конкретные цели с подробным финансово-экономическим обоснованием планируемых расходов. Бюджет-2006 вице-премьер Александр Жуков уже пытался сделать в некоторой степени программным. Но далеко не у всех бюджетополучателей появились какие-нибудь конкретные бюджетные критерии. А бюджет-2005 построен по сметному принципу, когда главное – освоить бюджетные деньги. В этих условиях Минфин требует от бюджетополучателей подтверждений, что они выбрали поставщиков на конкурсной основе. Разрыв появляется, потому что в срок ни конкурсы, ни соответствующие документы не появляются. В итоге недополучившие свое бюджетополучатели обращаются к президенту (как это делают силовики), и кассовый разрыв как-то покрывается. Вчера министру финансов Алексею Кудрину пришлось выслушать немало неприятных вопросов. Например, министры сельского хозяйства Алексей Гордеев и природных ресурсов Юрий Трутнев и вице-президент РАН Александр Некипелов утверждали, что разрабатываемые в Минфине бюджеты не только не стимулируют рост, но и прямо ему препятствуют. Это происходит как за счет "фантастического", по выражению академика Некипелова, изъятия средств (он имел в виду раздувающийся стабфонд), так и за счет практически полного изъятия доходов у нефтекомпаний (на это указал министр Трутнев). В результате, как подчеркнул господин Гордеев, за первые шесть месяцев этого года темп роста импорта превысил прирост отечественной промышленности в пять раз. Иными словами, бюджетная политика прямо противоречит цели удвоения ВВП. Алексей Кудрин возражал: без стабфонда, в котором в этом году нужно стерилизовать большую часть из ожидаемых 50 млрд нефтедолларов (темпы роста ВВП будут не более 6%, а прирост денежной массы – 26%), макроэкономические показатели будут еще хуже. И напомнил, что он неоднократно предупреждал как о том, что нельзя поднимать цену отсечения нефти в стабфонд выше $25 за баррель (бюджет-2006 рассчитан из $27), так и о том, что нельзя увлекаться госинвестициями. В противном случае рост только будет снижаться. Консенсус вчера так и не был достигнут. Михаилу Фрадкову пришлось искать эффективные бюджетные решения за пределами экономического блока кабинета. Вчера он предложил внимательнее относиться к региональным инициативам, направленным на стимулирование роста, а контроль за эффективностью расходования бюджетных средств возложить на МВД, Счетную палату и Федеральное казначейство. Обещал он и свой личный жесткий контроль над бюджетными деньгами. Получается, что в условиях небывалого роста бюджетных доходов и расходов (последние, как предупреждает Алексей Кудрин, могут привести к опасному размягчению бюджета и, соответственно, росту инфляции) только силовики и могут наладить надлежащий контроль за бюджетными расходами. А значит, либералы во власти проигрывают силовикам уже и на своем поле. КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ КоммерсантЪ |