Тарас Стецькив рассказал о планах создания общественного телевидения. "Остальные телеканалы будут скакать от радости"Hа Украину прибыла делегация юристов European Broadcasting Union (EBU) организации, одной из функций которой является развитие общественного вещания в странах Европы. Юристы проведут ряд консультаций по вопросу создания общественного телевидения Украины. О законодательной базе и сроках создания общественного вещания, его финансировании и перспективах развития корреспонденту Ъ МАРИИ ХАЛИЗЕВОЙ рассказал президент Национальной телекомпании Украины (НТКУ) ТАРАС СТЕЦЬКИВ. На каком этапе находится разработка концепции общественного телевидения? На этапе подготовки законопроекта об общественном телевидении к принятию Верховной радой во втором чтении. Законопроект, принятый в первом чтении, был очень сырым. Но нам важно было его принять это был политический шаг. Теперь мы учли европейский опыт создания каналов общественного вещания и внесли в закон ряд изменений. До 4 сентября на Украине будет находиться делегация юристов EBU во главе с Вернером Румпхорстом автором модульного закона, на базе которого функционирует общественное телевидение в Европе. Они проинспектируют наш закон, и мы вынесем его на рассмотрение парламента. И как только Верховная рада, Кабинет министров и президент проявят политическую волю, мы начнем действовать и за три-пять месяцев внедрим базовые принципы общественного телевещания. Некоторые политики считают, что создание общественного вещания следует начинать после парламентских выборов. Вы придерживаетесь того же мнения? Нет. Я изложил президенту свою точку зрения: общественное ТВ нужно делать на базе НТКУ и не зависимо от выборов. А, например, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Петр Порошенко считает, что на Украине нужно сохранить государственное телевидение, а общественное создавать с нуля и после выборов. Последнее слово в этом споре останется за президентом. Какие источники финансирования канала предусмотрены законом? При переходе к общественному телевидению канал будет финансироваться из трех основных источников выплат из бюджета за программы, транслируемые по заказу государства, абонентской платы и налога на рекламу для коммерческих телеканалов. Допустим, госзаказ будет занимать 30% эфирного времени. Оплатив это время, государство может транслировать что угодно от сессий Верховной рады до обращений президента. И стоить это будет, положим, 100 миллионов гривен в год. В Великобритании абонентскую плату за услуги общественного вещания собирают с каждого телевизора. Вы пойдете по этому же пути? Нет, мы просчитали такой вариант и пришли к выводу, что на Украине это невозможно. Мы изучили опыт европейских стран и остановились на системе оплаты, принятой в Швейцарии. Там абонентская плата включается в счет оплаты услуг телефонной связи. Я думаю, что если мы включим абонентскую плату в счет оплаты за электроэнергию, платить будут все. Сумма будет символической допустим, одна гривна в месяц. На Украине примерно 15 миллионов домохозяйств. Значит, за 12 месяцев телеканал получит доход почти в 200 миллионов гривен. Налог на рекламу для коммерческих телеканалов будет вводиться специально для финансирования общественного вещания? Да, это специфический источник финансирования, на принятии которого я буду настаивать. Канал общественного телевидения полностью откажется от рекламы только при условии, что коммерческие телеканалы будут выплачивать определенный процент от своих рекламных доходов. Поступим по-божески и установим его на уровне десяти процентов от рекламного дохода. Объем рынка телевизионной рекламы в этом году ожидается на уровне 200 миллионов долларов. Значит, бюджет общественного канала получит около 20 миллионов долларов, или 100 миллионов гривен. 200 миллионов абонентской платы, 100 миллионов рекламного налога, 100 миллионов от государства и немного спонсорских средств обеспечат каналу 300-400 миллионов гривен в год. А это на минуточку годовой бюджет канала "Интер". Все просто как дверь. Как, по-вашему, отреагируют коммерческие телекомпании на новый налог? Я уверен, они будут скакать от радости. Налог на рекламу это, по существу, плата за уход с рынка серьезного конкурента. Они прекрасно понимают, что УТ-1 сегодня или канал общественного вещания завтра достаточно серьезный конкурент. Думаю, за его уход с рынка они и 20 процентов рекламного дохода отдадут. Вообще, соглашаться или не соглашаться это не им решать. Это вопрос государства. А если вдруг они не согласятся... Что ж, ребята, тогда все по-честному. Как забег на 100 метров кто лучший, тот первый. Разве принципы общественного вещания не предполагают полного отказа от рекламы? Не обязательно. На сегодняшний день каналы общественного вещания европейских стран в большинстве своем имеют смешанное финансирование, в том числе и рекламные поступления. Принятый законопроект предусматривает наличие наблюдательного совета контролирующего органа, который будет назначать менеджмент и регулировать программную политику. Половину его членов будут назначать политические партии, представленные в Верховной раде, половину общественные организаций, зарегистрированные в Министерстве юстиции. Каким образом будет обеспечиваться объективность и беспристрастность при таком составе совета? Действительно, в принятом законопроекте была такая норма. Конечно, назначение членов наблюдательного совета народными депутатами означало наличие политической ангажированности. Хотя элемент пресловутого административного ресурса влияния исполнительной власти отсутствовал. Но буквально на днях возникла идея отказаться от принципа "50 на 50" и формировать наблюдательный совет исключительно из представителей общественных организаций детских, женских, религиозных, научных, культурных, этнических и других. Каждая организация должна отнести себя к одной из тематических групп, от которых будут выдвинуты кандидатуры членов наблюдательного совета. Окончательный выбор будет за Верховной радой, которая назовет по два представителя от каждой группы. Это тоже не идеальная модель. Посмотрим, что скажут об этом юристы EBU. Эксперты считают, что у общественного канала могут возникнуть проблемы с нехваткой частот для вещания. Это решаемый вопрос. В резерве всегда имеются военные частоты, которые когда-то были законсервированы для нужд армии и теперь могут быть расконсервированы. Кроме того, через несколько лет Европа полностью перейдет на цифровое вещание, позволяющее вещать четырем-пяти каналам на одной частоте. Недавно я подписал бюджетный запрос на следующий год на 250 миллионов гривен. Из них 110 миллионов должны быть потрачены на переход НТКУ на цифровые технологии. Вы тесно общаетесь с президентом. Можете спрогнозировать его решение по вопросам, связанным с общественным вещанием? Президент является принципиальным сторонником создания общественного телевидения. Но при наличии двух точек зрения на основные вопросы его создания он скорее всего инициирует дополнительные дискуссии. КоммерсантЪ - Украина |