02.09.2005

Табачно-алкогольная антикампания. Открыт тендер на социальную рекламу против вредных привычек



Hачалась подготовка к государственному тендеру на изготовление социальной рекламы. Рекламировать собираются вред алкоголя и табака. Организацией тендера занимается Госпотребстандарт, победители поделят между собой бюджет в размере 1,5 млн грн. Устроить тендер предложил вице-премьер Николай Томенко после того, как во вторник Кабмин утвердил закон, запрещающий рекламу алкогольных и табачных изделий на улицах и на транспорте. Однако участники рекламного рынка говорят, что кампания скорее всего получится скромной и неэффективной.

Во вторник Кабинет министров утвердил законопроект Николая Томенко, который предусматривает полный запрет наружной рекламы алкогольных и табачных изделий (подробнее см. стр. 9). В тот же день вице-премьер Николай Томенко обязал Госпотребстандарт провести тендер на изготовление антитабачной и антиалкогольной социальной рекламы. Господин Томенко уверен, что благодаря тендеру "удастся активизировать социальную рекламу против курения и злоупотребления спиртными напитками". Для этой цели из бюджета планируется выделить 1,5 млн гривен.

Вчера Госпотребстандарт начал процедуру подготовки к конкурсу – подбор состава тендерной комиссии. По словам и. о. начальника отдела рекламы Госпотребстандарта Олега Кобелькова, комиссия будет сформирована исключительно из специалистов ведомства, но к обсуждению она сможет привлекать и экспертов других организаций. Тендер будет проведен в течение 21 дня, а прием предложений состоится в начале сентября. "Мы должны успеть провести тендер и запустить рекламу до Нового года, поскольку финансирование осуществляется из бюджета 2005 года",– объяснил спешку Олег Кобельков.

Планируется, что тендер будет проведен по четырем направлениям: телереклама, внешняя реклама, печатная реклама и реклама на транспорте. По словам господина Кобелькова, принять участие в тендере сможет каждый желающий, но приоритетными для комиссии будут "рейтинговые телеканалы и рекламные компании, имеющие опыт работы с госучреждениями". "Давать деньги человеку с улицы, который хочет заниматься рекламой, никто не будет. Мы хотим, чтобы реклама была качественной и размещалась на телеканалах, которые смотрит вся Украина",– заявил господин Кобельков.

Однако на телевидении говорят, что участие в таком тендере им невыгодно. По словам продюсера телеканала ICTV Аллы Резниковой, социальная реклама всегда повышает рейтинг телеканала, но условия, предложенные государством, в данном случае абсолютно невыгодны в финансовом плане, поскольку предложенного бюджета не хватит на длительную трансляцию рекламного ролика.

В рекламных агентствах, в свою очередь, инициативу Николая Томенко одобрили, но с механизмом проведения тендера не согласны. Исполнительный директор Ассоциации внешней рекламы Артем Биденко считает, что после проведения такого тендера на телевидении и на улицах может появиться некачественная социальная реклама. "Тендерные комиссии на изготовление рекламы не могут составляться из одних только чиновников. Даже в Тунисе в подобных тендерах участвует общественность, иначе ни о какой открытости конкурса и демократии не может быть и речи".

По мнению господина Биденко, финансирование проекта обеспечено в объеме, который позволит сделать эффективной только наружную рекламную кампанию. В качестве примера Артем Биденко привел рекламную кампанию "Кохаймося!)", все затраты на которую в том случае, если рекламная акция была бы признана социальной, составили бы около 250 тыс. грн (об итогах проекта "Кохаймося!)" см. в Ъ от 29 августа). В то же время стоимость 30 секунд эфирного времени в прайм-тайм на рейтинговых телеканалах в среднем составляет от $1 тыс. до $5 тыс.

Такое несоответствие бюджета со стоимостью телерекламы, по мнению генерального директора рекламного агентства Adell Saatchi&Saatchi Александра Комарова, свидетельствует об "отсутствии стратегии и комплексного подхода у организаторов тендера". "Эффективность рекламы достигается массовостью, а массовость – деньгами. Сперва Госпотребстандарту следовало решить, где именно они хотят разместить социальную рекламу. А так из громких заявлений скорее всего получится очень скромная рекламная кампания",– заявил господин Комаров.

БОГДАН Ъ-ЛОЗОВСКИЙ

КоммерсантЪ - Украина