06.09.2005

Черный квадрат КНЦ. "Система" занялась производством ЖК-мониторов



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ


Концерн "Научный центр" (КНЦ), дочерняя компания АФК "Система", открывает первое в России производство ЖК-панелей. Эти панели будут поставляться для сборки мониторов и телевизоров на производственном объединении "Квант". Прежде всего они будут использоваться в качестве комплектующих для "Ситроникс", но со временем КНЦ планирует использовать львиную часть произведенных панелей при сборке техники по заказам западных компаний. Однако другие участники рынка оценили амбициозные планы "Системы" пессимистично.
Концерн "Научный центр" объединил в рамках ПО "Квант" четыре производственных актива - заводы "Квант", "Элакс", "Элион", "Концэл" - в единую площадку для выпуска электроники с замкнутым производственным циклом: от монтажа чипов до выпуска готовой продукции. Кроме того, в состав КНЦ входит завод "Микрон", который обладает единственной в России "чистой комнатой" - специальным помещением для производства микроэлектронных компонентов. Теперь, заявляют в КНЦ, весь процесс сборки жидкокристаллических мониторов основан на отечественных комплектующих. Впрочем, очевидно, что главная часть панели - матрица - будет по-прежнему "неродной". ЖК-матрицы производит не более пяти компаний, две крупнейших - Samsung и LG-Philips - находятся в Южной Корее.
По данным "Бизнеса", в рамках пилотного проекта на базе "чистой комнаты" на заводе "Микрон" в месяц будет производиться около 30 тыс. TFT-панелей - матрица будет упаковываться в электронную "оболочку". В КНЦ отказались сообщить какие-либо подробности проекта или технические характеристики комплектующих, сославшись на "период молчания" до 12 сентября - дня официального открытия индустриальной площадки в Зеленограде. Из источника в АФК "Система" стало известно, что главным потребителем панелей станет "Квант". Прежде всего они будут использованы для производства техники под брэндом "Ситроникс". Как сообщила "Бизнесу" директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО "Ситроникс" Мина Хачатрян, в этом году компания выбрала в качестве своей стратегии производство и продажу ЖК-телевизоров и мониторов, поскольку этот сегмент рынка в России активно развивается. За этот год "Ситроникс" продал, по ее словам, около 10 тыс. LCD-телевизоров, а также пробную партию ЖК-мониторов объемом 3 тыс. штук. В 2005 году "Ситроникс" намерен удвоить объемы производства. Но даже в этом случае произведенных КНЦ 400 тыс. ЖК-панелей в год будет на порядок больше потребностей "Ситроникса". В КНЦ рассчитывают использовать львиную долю панелей для сборки техники под западными брэндами, например для сборки мониторов Samsung.
Главное, чего добивается КНЦ за счет открытия собственного производства ЖК-панелей,- это сокращение затрат на их закупку за рубежом. Сейчас "Ситроникс" использует в производстве панели LG-Philips, и, по словам Хачатрян, за счет отечественных комплектующих будет достигнута "значительная экономия".
В феврале-мае этого года, по данным GfK Group, в восьми крупнейших городах России было продано 490 тыс. LCD-телевизоров и мониторов. Если учесть, что GfK отслеживает около 40% рынка, то годовые продажи этой техники составляют 2,5-3 млн. В денежном выражении это составляет почти $2 млн. Впрочем, в России собирается лишь малая часть из проданных ЖК-мониторов и телевизоров, и убедить западные компании перенести в Россию сборку своих ЖК-мониторов и телевизоров будет крайне сложно. Западные вендоры отказываются комментировать планы КНЦ до тех пор, пока не будут объявлены технические характеристики панелей. "До того момента обсуждать перспективы этого производства бессмысленно",- заявили "Бизнесу" в российском офисе Sony.
У большинства опрошенных "Бизнесом" компаний планы КНЦ вызвали здоровый скепсис. "Я всегда с сомнением отношусь к планам по открытию в России высокотехнологичных производств - мы не сможем составить конкуренцию китайцам или корейцам",- заявил президент Rover Comuters Сергей Шуняев. "То, что в России создано производство с применением столь серьезных технологий, можно только поприветствовать. Но сможет ли КНЦ выдержать при массовом производстве высокий уровень качества?" - также сомневается президент центра электронного бизнеса "Дилайн" Сергей Эскин. Директор по маркетингу "Белого ветра" Максим Захир отмечает, что если "Система" выдержит оптимальное соотношение "цена-качество", то сможет завоевать неплохой сегмент рынка, но сделать это, полагает он, будет крайне сложно.


Деловая газета "Бизнес"