Маленький бизнес. За полтора года в стране появилось несколько тысяч подростков-бизнесменовОльга Шалаева Полтора года назад российские подростки получили право официально вести предпринимательскую деятельность – с 1 января 2004 года открыть собственное дело может любой гражданин, достигший возраста 14 лет. По статистике большая часть подростков-бизнесменов (более 80%) – выходцы из семей мелких предпринимателей или владельцев крупных фирм. Единственное условие – будущий предприниматель при регистрации должен представить в налоговую инспекцию нотариально заверенное разрешение от родителей или органов опеки (которые как поручители несут материальную и уголовную ответственность в случае банкротства юного предпринимателя).
Кто они?
По статистике чаще всего мальчики и девочки (их среди молодых предпринимателей примерно поровну) стремятся зарегистрироваться в Курганской, Кировской, Кемеровской, Курской, Камчатской областях и Корякском автономном округе. Хотя полная география «подросткового бизнеса», конечно, более обширна – молодые бизнесмены есть во всех регионах РФ. Большая часть из них (более 80%) – выходцы из семей мелких предпринимателей или владельцев крупных фирм. Это легко объяснимо: во-первых, им легче найти (а точнее, выпросить у родителей) первоначальный капитал; во-вторых, они уже более-менее знакомы и с законами рынка, и с юридической стороной бизнеса. Да и в случае неожиданных проблем родительская помощь лишней не будет. Как правило, такие родители охотно дают согласие на то, чтобы их чадо начало заниматься самостоятельным бизнесом. Взрослые, чья работа никак не связана с предпринимательством, относятся к деловым инициативам детей более настороженно. Впрочем, даже в этом случае можно найти выход – для этого молодому человеку нужно всего лишь доказать свою полную дееспособность. В родительской поддержке юношеского бизнеса есть и негативная сторона. Нередки случаи, когда предприниматель заставляет далекого от бизнеса ребенка регистрироваться в качестве юрлица исключительно ради собственной выгоды – будь то минимизация налогов, возможность совмещать предпринимательскую деятельность с госслужбой или просто желание «подстраховаться».
Чем они занимаются?
Чаще всего подростки занимаются бизнесом, не требующим значительного стартового капитала. Конечно, есть гении, сумевшие наладить производство товаров и обойтись при этом малыми первоначальными вложениями, но большинство все-таки предпочитают заниматься розничной торговлей – на продуктовых и вещевых рынках и в магазинах. Некоторым хватает средств и на открытие своего магазина, но таких очень немного. Подростки активно осваивают сферу услуг: от парикмахерских и косметических до web-дизайна и создания программного обеспечения. Кстати, околокомпьютерный бизнес вообще довольно популярен среди подростков – нелегально некоторые «продвинутые» дети начинают им заниматься задолго до достижения четырнадцатилетнего возраста. Молодые люди, похоже, начинают задумываться о далеких перспективах уже в самом начале предпринимательской жизни. Среди видов экономической деятельности, которые они прописывают в заявлении на регистрацию, встречаются практически все, разрешенные законом: и посреднические услуги на рынке жилья и связи, и аренда грузового автотранспорта, и выращивание корнеплодов, и уборка помещений, и благоустройство территорий, и ремонтно-строительные работы, и изготовление печатных форм, и реализация полиграфической продукции, и разведение кроликов... Так или иначе люди, начавшие заниматься бизнесом в подростковом возрасте, в любой сфере добьются большего, чем их сверстники, которые оттягивают этот момент до совершеннолетия или до получения высшего образования. Так считают руководители международной программы «Достижения молодых», направленной на поддержку начинающих предпринимателей. По словам кураторов программы, молодые умы способны генерировать свежие, оригинальные идеи и находить нестандартные бизнес-решения, которые могут приносить реальный доход. Главное, чего им не хватает – уверенности в себе и, конечно, начального капитала. В приобретении того и другого молодым предпринимателям пока стоит рассчитывать в большей степени на себя и, если речь идет о финансах, родителей, в меньшей – на программы развития молодежного предпринимательства, действующие во многих регионах России. Но в любом случае зарабатывать имя и репутацию несовершеннолетним бизнесменам придется самостоятельно, как это делают их ровесники в западных странах, где подростковое предпринимательство давно стало обыденным явлением, а двадцатипятилетние миллионеры уже никого не удивляют.
|
|