В Нью-Йорке восходит звезда MichelinДЖО ЛОРИЯ (JOE LAURIA) Когда нью-йоркцы хотят сменить ресторан, они обычно листают страницы путеводителя Zagat, дающего информацию о более чем 1900 ресторанах в пяти районах. Издатели этого путеводителя были умными людьми. Тим и Нина Загат (Tim and Nina Zagat) представили свое издание в 1979 году. Они пригласили ньюйоркцев оценивать и рецензировать рестораны, в которых тем довелось питаться. Загаты нашли способ сэкономить на расходах: их читатели писали отзывы бесплатно. Так продолжается до сих пор. Написанные читателями путеводители Zagat правят Нью-Йорком 26 лет. В прошлом году было продано 650 тыс. экземпляров. Путеводители Zagat уже изданы по 70 городам. Загаты распространили сферу интересов своих изданий на отели, курорты и спа, семейные путешествия, развлечения, шопинг, ночную жизнь, кино, музыку, театр и гольф. Однако вскоре империи Загатов предстоит столкнуться с самым серьезным вызовом за всю свою историю. В Нью-Йорк идет путеводитель Michelin. В отличие от Zagat, в Michelin пишут эксперты. Это заставит владельцев ресторанов, менеджеров и шеф-поваров города понервничать. Клиента одурачить проще, чем подготовленных инспекторов Michelin, чья анонимность строго охраняется. В прошлом году были проданы 415 тыс. копий путеводителей Michelin по французским отелям и ресторанам. Стоимость одной книги составляла $29. Загаты берут по $13,95 за экземпляр, так что первые справочники Michelin по Нью-Йорку, которые должны появиться в ноябре, будут продаваться за конкурентоспособные $16,95. Компания планирует реализовать в Нью-Йорке от 80 тыс. до 300 тыс. путеводителей. Хотя во французском издании каждому ресторану отводится всего по два предложения, путеводитель Michelin по Нью-Йорку будет включать фотографии и рецензии объемом до двух страниц. Интересно будет полюбоваться реакцией нью-йоркских шеф-поваров на оценки, которыми их удостоят. Их французские коллеги воспринимают рецензии Michelin, пожалуй, слишком всерьез, если судить по распространенному поверью, будто шеф-повар Бернар Луазо (Bernard Loiseau) совершил самоубийство в 2003 году, узнав, что Michelin собирается понизить его рейтинг до двух звезд. Ресторанный бизнес Нью-Йорка может быть слишком демократичен и ориентирован на потребителя, чтобы ожидать подобной реакции, так что составляемый потребителями путеводитель Zagat, скорее всего, справится с вызовом более аристократичного конкурента. Деловая газета "Бизнес" |