12.09.2005

Новый путь российского газа – напрямую и в обход. Остались недовольные



Строительству Северо-Европейского газопровода через Балтийское море, который обеспечит снабжение российским "голубым топливом" зарубежных потребителей части Старого Света, как выяснилось, обрадовались далеко не все. Причем, в той же Европе. Например, президент Польши Александр Квасьневский назвал "плохим" проект создания газопровода по дну Балтийского моря. Как заявил глава Польши накануне, он считает "плохим данный проект с точки зрения экологии". Кроме этого, подобный проект слаб с экономической и политической точек зрения, приводят слова Квасьневского информагентства. Между тем, глава Польши подчеркнул, что "в политическом смысле нет никаких сомнений в том, что Польше необходима диверсификация поставок газа и нефти".

Напомним, что накануне "Газпром" и два немецких концерна "Е.ОН АГ" и "БАСФ" достигли договоренностей о строительстве газотранспортной инфраструктуры через акваторию Балтийского моря. Первые работы, как ранее сообщал "Вслух.ру", начнутся уже нынешней осенью. Поддержали подобную инициативу на самом высоком уровне — президент России и канцлер Германии приняли заявление по сотрудничеству в энергетике и присутствовали при подписании соглашения по СЕГ. Строительство российско-германского газопровода планируется начать осенью 2005 года и завершить в 2010 году. Его создание предполагает прокладку через Балтийское море из России в Германию пропускной способностью 55 миллиардов кубометров газа в год. "Газпром" анонсировал проект СЕГ еще в 2002 году. В 2010-2011 годах планируется запустить первую нитку с пропускной способностью 27,5 млрд. кубометров. Предполагается, что СЕГ позволит транспортировать в Европу российский газ в обход газотранспортных систем стран Восточной Европы. Проект СЕГ предусматривает возможность строительства второй нитки либо для покрытия дополнительного спроса на газ в Европе, либо для снижения объемов экспорта газа по наземным маршрутам (через Украину либо через Белоруссию и Польшу).

Сомнения в целесообразности создания "трубы в море" с точки зрения экологии и экономики уже высказаны. За ними некоторые наблюдатели видят недовольство из-за создания "обходного коридора", по которому пустят в Западную Европу голубое топливо. Сразу же после того, как стало известно о подписании соглашения между "Газпромом" и немецкими концернами, о своем намерении по мере сил в рамках Евросоюза противодействовать строительству СЕГ уже объявили страны Балтии и Польша, отмечает издание Lenta.ru. С их точки зрения, строительство СЕГ может "привести к угрозе безопасности в балтийском регионе и основывается на экономических, а не политических мотивах". Договоренности России и Германии о строительстве нового газотранспортного коридора больно ударили по транзитным амбициям Польши, пишет газета "Время новостей". Фактически заключенная сделка ставит крест на перспективах прокладки второй нитки газопровода Ямал-Европа, который в 90-х годах расценивался в качестве основного маршрута для снабжения европейцев газом новых ямальских месторождений. Неудивительно, что именно Польша громче всех возражает против возведения СЕГ, отмечает "Время Новостей".

"Мы опасаемся, что балтийский газопровод станет миной, подложенной под солидарность в Европейском союзе", — заявил президент Квасьневский, выразив сожаление, что соглашение между Россией и Германией было подготовлено "над нашими головами". К хору недовольства в Варшаве присоединили свои голоса и прибалтийские страны. МИД Латвии распространило заявление главы своего ведомства Артиса Пабрикса. "В подобные масштабные энергетические проекты должны быть вовлечены все страны ЕС, а по факту этот проект — сугубо российско-германский", — считает латвийский дипломат. Премьер-министр этой страны Калвитис назвал решение России и Германии "необдуманным" и способным "создать угрозу региону", а также заявил, что такой проект не должен быть реализован. В Литве, которая более тесно сотрудничает с Москвой в сфере ТЭК, были более осторожны в высказываниях. "Договор между Россией и Германией о прокладке газопровода по дну Балтийского моря снижает энергетическую безопасность Литвы", — считает министр хозяйства Кястутис Даукшис. Правительство страны не могло повлиять на решение о прокладке этого газопровода вне зоны балтийских стран и Польши. А литовский премьер Альгирдас Бразаускас и вовсе заявил, что строительство СЕГ является делом двух сторон — России и Германии, и Литве не следует в него вмешиваться.

Справка "Вслух.ру"

Северо-Европейский газопровод соединит российское побережье Балтийского моря в районе города Выборг с германским побережьем Балтийского моря. В качестве места выхода морского участка газопровода на сушу предварительно предусматривается район города Грайфсвальд. Маршрут прохождения трассы через акваторию Балтийского моря будет уточнен по результатам технико-экономического анализа.

Протяжённость Северо-Европейского газопровода превысит 1,2 тыс. километров. Ввод СЕГ в эксплуатацию намечен на 2010 год. На первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью около 27,5 млрд. кубометров газа в год. Проект предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в 2 раза — до 55 млрд. м? природного газа в год. Суммарные инвестиции для реализации проекта СЕГ в двух ниточном исполнении, по информации "Газпрома" на этот момент, превысят 4 миллиарда евро.

www.vsluh.ru