13.09.2005
Прибыль позавчерашнего дня. КНЦ решил заработать на умирающем рынке CRT-мониторов

КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

Вчера АФК "Система" открыла в Зеленограде индустриальную площадку КНЦ. Предмет особой гордости "Системы" - сборка ЖК-панелей на базе "чистой комнаты" завода "Микрон", о чем уже писал "Бизнес".
Но сейчас выяснилось, что "Система" решила заработать и на "позавчерашнем дне" - CRT-мониторах.

Вчера с большой помпой индустриальную площадку КНЦ в Зеленограде открыли председатель правительства России Михаил Фрадков и министр экономического развития Герман Греф, которым был представлен совместный проект "Системы" и одного из крупнейших европейских производителей микросхем Infineon с общим объемом инвестиций до 10 млн евро. Это позволит КНЦ на базе "чистой комнаты" на заводе "Микрон" освоить технологию производства чипов для интеллектуальных пластиковых карт.

Но гвоздем программы все же был проект КНЦ по сборке ЖК-мониторов. Выяснилось, что партнером КНЦ в этом проекте стал китайский холдинг Proview, который кроме этой торговой марки владеет брэндами MAG и ЕМС. Также в Зеленограде будут собираться ЖК-мониторы под брэндами TCL, Irbis, собственной маркой "Системы" Sitronics. Но именно Proview будет поставлять комплектующие для ЖК-панелей. Однако пока китайцы делают упор на производство CRT-мониторов. Как стало известно "Бизнесу", если в этом году на КНЦ всего было собрано около 100 тыс. таких мониторов, то уже в 2006 году только для Proview будет собрано 200 тыс. штук. "Мы понимаем, что рынок CRT-мониторов стремительно сокращается, но за один-два года мы собираемся выжать из него все, что возможно",- заявил "Бизнесу" заместитель гендиректора ПО "Квант" Артем Ерохин.

Оборот ПО "Квант", по собственным оценкам "Системы", в этом году составит около $100 млн, и большая часть этих денег приходится именно на сборку CRT-мониторов. Но директор по маркетингу торговой сети "Белый ветер" Максим Захир уверен, что "рынок CRTмониторов мертв, и выжать каких-либо денег на нем не удастся". Но, как написано на сайте Proview, компания ведет политику выживания: работать в тех сегментах, где конкуренты работать не могут. В сегменте CRT-мониторов в прошлом году Proview смогла увеличить продажи в мире на 22%.

Наиболее перспективным для продажи CRT-мониторов Proview считает рынки стран, которые объединяют аббревиатурой БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Председатель совета директоров Proview Роуэлл Янг считает, что компаниям, которые создают производство в России, наше правительство предоставляет неплохие налоговые льготы.

Свои 17-дюймовые мониторы, собранные на "Кванте", Proview собирается продвигать по цене $115-120. Как сообщили "Бизнесу" в компании Compute, сейчас средняя розничная цена CRT-мониторов Proview составляет $140-150. Таким образом, за счет российской сборки компания намерена снизить цены примерно на 20% и занять 15% рынка России и СНГ. Сейчас доля компании, по собственным оценкам, равна 8% рынка. Но аналитики дают понять, что доля Proview на рынке CRT-мониторов на порядок меньше и не превышает десятые доли процента.

По данным GFK Group, в первой половине 2005 года в восьми крупнейших городах России было продано 270 тыс.

CRT-мониторов на сумму $57 млн, что почти на 15% меньше, чем в прошлом году.

Если учесть, что GFK отслеживает около 40% рынка, то продажи CRT-мониторов в 2005 году в целом могут составить около 1,2 млн. Поэтому 200 тыс. собранных на "Кванте" мониторов хватит, чтобы занять 15% рынка. Максим Захир из "Белого ветра" полагает, что Proview сможет контролировать заявленную долю, поскольку крупные компании уже ушли или уходят с этого рынка. "Вот только зачем такие завоевания на исчезающем рынке?" - удивляется он. PRдиректор компании "Мир" Елизавета Тотунова сомневается, что Proview удастся найти такое количество покупателей на устаревающие мониторы: "Люди приобретают прежде всего мониторы брэндов-лидеров рынка, а 15% рынка - это очень большая доля для компании, известной лишь специалистам".

Деловая газета "Бизнес"