КамАЗ едет в Лондон
АЛАН ХУРУМОВ
Правительство рассматривает вопрос о размещении в 2006 году госпакета акций КамАЗа на Лондонской фондовой бирже. Участники рынка напоминают, что прецедентов размещения за границей государственных акций российских предприятий еще не было, и считают, что это противоречит интересам государства. В случае успешного размещения оно ничего не выиграет - деньги за акции получит КамАЗ, а РФФИ останется с миноритарной долей.
Как сообщается в меморандуме "дочки" Камского автозавода - ООО "КамАЗ-финанс"- на торги предположительно будет выставлен весь пакет акций РФФИ. Эксперты придерживаются иного мнения. "Государство едва ли будет продавать свой пакет целиком,- считает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков.- РФФИ останется на предприятии в качестве миноритария". По его мнению, государство готово расстаться примерно с 20% акций предприятия, а деньги за них отдаст самому КамАЗу.
Схема, считает аналитик, довольно тривиальная и распространенная. Государство передаст деньги на предприятие, которое, в свою очередь, выпустит допэмиссию акций, отдав эти ценные бумаги государству. Таким образом, считает Жуков, будут удовлетворены интересы обеих сторон: КамАЗу останутся вырученные за продажу акций деньги, а государство не утратит рычаги влияния на предприятие.
"Вероятность размещения акций КамАЗа в Лондоне минимальна,- возражает аналитик группы компаний "Регион" Евгений Шаго.- В России до сих пор не было прецедента размещения госпакета акций на иностранной бирже". Шаго подчеркивает, что обычно против подобных инициатив восстает Федеральная служба по финансовым ринкам (ФСФР), поскольку тем самым лишаются работы отечественные брокеры. "ФСФР требует, чтобы размещающиеся на западных рынках компании котировались на отечественных биржах,- объясняет эксперт.- И хотя КамАЗ включен в листинг РТС и формально никаких препятствий к размещению нет, помешать компании возможно".
"В то же время для КамАЗа размещение в Лондоне было бы большим плюсом,- продолжает Евгений Шаго.- Это фактически сделало бы компанию публичной". А по мнению Александра Жукова, листинг в Лондоне повысит привлекательность КамАЗа как заемщика. Что окажется весьма кстати, поскольку в 2008 году, по данным меморандума "КамАЗфинанс", планируется увеличить инвествложения в КамАЗ по сравнению с 2005 годом в 3,3 раза, до 4,4 млрд руб.
Участники рынка считают, что покупателями госакций КамАЗа могут стать крупные зарубежные и отечественные автопроизводители, такие как MAN, Volvo, "Руспромавто" и "Северсталь-Авто". Однако особого интереса к этому активу пока не видно. "У нас своя производственная гамма, мы делаем свою технику и не собираемся вкладываться в КамАЗ",- говорит менеджер по связям с общественностью Volvo Truck Наталья Алешина.
Директор по внешним связям "Северсталь-Авто" Зоя Каика сообщила "Бизнесу", что компания вообще не рассматривает вопрос приобретения госпакета КамАЗа. И только один потенциальный покупатель проявил заинтересованность.
"Мы выпускаем большегрузные автомобили, поэтому этот актив нам интересен,- признает начальник управления по связям с общественностью и госорганами "Руспромавто" Владимир Торин.- Сейчас наши специалисты изучают этот вопрос".
Деловая газета "Бизнес"