Солнце масскультурыИВАН МАЦАРСКИЙ 15 сентября 1964 года вышел первый номер британской газеты The Sun, которая впоследствии стала самой продаваемой газетой в стране. Такой успех стал пощечиной британским традициям журналистики и еще раз продемонстрировал, что на скандалах можно заработать гораздо больше, чем на респектабельных новостях. Изначально The Sun не имела ничего общего со своей американской тезкой, которая была одним из первых таблоидов в истории. Новое издание было вполне респектабельным, однако вскоре стало ясно, что оно не может конкурировать на давно устоявшемся рынке. Так бы The Sun и стала одной из многих исчезнувших газет, если бы в 1969 году ее не приобрел знаменитый Руперт Мердок. Всего за два года, применив свой многократно испытанный метод привлечения читателей скандалами и пикантными подробностями жизни звезд, Мердок сделал The Sun самой массовой газетой страны. Общественное мнение и столпы журналистики были возмущены ее содержанием и тем, что одна из полос была отдана под эротические фотографии, что было просто недопустимо для газет того времени. Так из вполне респектабельной газеты The Sun превратилась в один из самых главных мировых таблоидов, ознаменовав собой новое рождение желтой прессы, утратившей популярность в годы войны. Первым же таблоидом можно смело назвать американскую The Sun, которая еще в 1835 году опубликовала серию репортажей об открытии жизни на Луне, благодаря чему ее тираж вырос в несколько раз. В начале 19 века издатели поняли, что именно на бедных и необразованных слоях населения можно делать большие деньги. Для того чтобы выйти к этой аудитории, надо было сделать содержание газеты сенсационным и при этом поданным простым языком, а также установить на нее низкую цену. И если погоня за сенсациями не вызывала особых проблем, то существовавшие технологии печатного дела никак не позволяли газетам выйти в массы. Все изменилось с появлением в 1846 году ротационной печатной машины, которая резко снизила стоимость печати и позволила выпускать 20 000 экземпляров в час. С этого момента и началась история новой журналистики, ведь расширившаяся аудитория требовала нового подхода. Традиционный принцип работы изданий с маститыми авторами уже не годился - газеты начали создавать широкие сети репортеров и информаторов, главной задачей которых был поиск эксклюзивного материала и опубликование его раньше конкурентов. Собственно, по этим законам ежедневная пресса живет и сегодня, правда, по большей части уже разделившись на серьезные издания и желтую прессу. До второй мировой таблоиды переживали бурный рост, однако с началом войны конъюнктура рынка изменилась, и расцвет желтой прессы вновь начался в 1950-х опять же в США, где Роберт Харрисон основал новый таблоид Confidentional, специализировавшийся на жизни звезд. Главным открытием Харрисона стала новая модель сбора информации: вместо профессиональных репортеров основными поставщиками новостей для его издания стали парикмахеры, официанты и другой персонал, по долгу службы часто сталкивавшийся со знаменитостями. В конце 1960-х формат таблоидов полностью завоевал и умы британской публики благодаря применению стратегии, обкатанной газетой The Sun, которая и по сей день не дает спокойно спать знаменитостям, и прежде всего британской королевской семье. Деловая газета "Бизнес" |