Honda едет в Россию по следам земляковАЛАН ХУРУМОВ Toyota, как и ожидалось, открыла Россию для своих земляков-конкурентов. Как стало известно "Бизнесу", вслед за ней к строительству завода в России готовится не только Nissan, но и Honda Motor. Однако эксперты заранее предупреждают, что Honda столкнется в России с административными сложностями и проблемами с локализацией. О том, что Honda Motor готовится к строительству завода в России, "Бизнесу" сообщил источник, знакомый с планами компании. По его данным, принципиальное решение о выборе площадки может быть одобрено руководством корпорации уже до конца зимы. Эту информацию подтвердили и в российском представительстве Honda Motor. "Впрочем, вопрос о том, какие модели производить здесь, пока остается открытым",- уточнил собеседник "Бизнеса", пожелавший остаться неназванным. Дилеров корпорация пока не поставила в известность о своих планах. Однако они считают, что Honda будет производить в России седаны Accord (от $28 тыс.) и внедорожники CR-V (от $34 тыс.) "В России любят большие автомобили. Accord и CR-V показывают самые высокие продажи, очевидно, на них и сделают ставку",- поясняет менеджер по продажам компании "Алан-Z" Алексей Журавлев. Директор сервисного центра "Аояма Моторс" Сергей Петров также считает, что в России логичнее всего производить CR-V. "Эта модель со временем минимально теряет в стоимости благодаря своей высокой надежности",- отмечает он. Другой точки зрения придерживается генеральный менеджер группы "Рольф" Валерий Тараканов. "В России эта марка всегда была в числе аутсайдеров,- говорит он.- Без существенного снижения цен говорить о массовых продажах Honda не приходится, а строить в России завод для элитарных моделей по меньшей мере странно". По его мнению, Honda имеет смысл делать в России только модель класса B Honda Jazz. Участники рынка предполагают, что Honda, как и Toyota, будет строить завод в России с нуля (greenfield). "Японцы не могут работать с нашими мощностями, у нас совершенно разные модели управления производством",- рассуждает Сергей Петров. По его оценке, построенный с нуля завод окупится в три раза быстрее. "Логичнее всего строить в Подмосковье, рядом находятся все основные российские рынки,- считает аналитик группы "Регион" Евгений Шаго.- Возводить завод на Северо-Западе нет смысла, там слишком большая концентрация автомобильной промышленности. А за Уралом все ездят с правым рулем". По мнению экспертов, строительство завода обойдется Honda в сумму, сопоставимую с затратами на организацию производства в России Ford, Renault и Toyota. Менеджер отдела маркетинга Toyota Motor Ирина Иванова сообщила "Бизнесу", что начальные инвестиции в строительство завода Toyota составят около 4 млрд руб. А запуск "Автофрамоса", по словам пресс-секретаря завода Ванессы Леви, обошелся Renault в $250 млн. В 2004 году в России через официальных дилеров было продано 6009 автомобилей Honda. По прогнозам российских дилеров, проектная мощность нового завода может составить от 20 тыс. автомобилей в год. "Через пару лет этот показатель можно будет довести до 60 тыс.",- прогнозирует Сергей Петров. По мнению Алексея Журавлева, стоимость российской Honda будет примерно на 10% ниже цены японских моделей. А Евгений Шаго называет еще больший дисконт - 15-20%. Однако, предупреждает Ванесса Леви, Honda может столкнуться в России с административными проблемами. К тому же, согласно условиям предоставления льгот зарубежным автомобилестроителям, они обязаны увеличивать локализацию ежегодно на 10%. "Японцы очень трепетно относятся к качеству комплектующих, поэтому у них могут возникнуть проблемы с локализацией, которые будут решены только в том случае, если поставщики японских производителей также придут в Россию и создадут здесь свое производство",- говорит Валерий Тараканов. Впрочем, такова обычная для японцев практика, и, насколько известно "Бизнесу", поставщики автопроизводителей уже изучают возможности прихода в Россию. Ведь Toyota, как и положено, вышла первой и открыла рынок для других. Деловая газета "Бизнес" |