«Системная» поддержка. «Комстар» вышел на питерский рынок фиксированной связи
КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ
АФК "Система" потребовалось несколько лет для выхода на питерский рынок фиксированной связи. Вчера стало известно, что "Комстар Объединенные телесистемы" приобрел 45% "Метрокома" за $22,5 млн. Конкуренты дают понять, что теперь питерский оператор, работающий в корпоративном сегменте, получит преимущество за счет столичной "прописки" своего нового совладельца.
Чтобы выйти на питерский рынок "Система" пожертвовала одним из своих основных принципов - приобретать не меньше контрольного пакета. "Дочка" АФК "Система" - "Комстар Объединенные телесистемы" стал владельцем лишь 45% акций "Метрокома", а основным акционером с 55% акций остался питерский комитет по управлению городским имуществом (КУГИ). "Система" пытается выйти на рынок фиксированной связи Северо-Запада еще с 2001 года. Планировалось, что оператор, который должен объединить две столицы, будет создаваться на базе московских "дочек" "Системы" - "МТУ-информ", "Телмос", "Голден Лайн", "МТУинтел", а также "Комстара" и "ПетерСтара". Но пока "Система" выкупала 50% акций "Комстара" у Metromedia International Group, пакет "ПетерСтар" в августе ушел опять же от Metromedia к консорциуму Emergent Telecom и люксембургского офшора First National Holding- одного из владельцев "Телекоминвеста". Для выхода на питерский рынок АФК пришлось искать другую "стартовую площадку".
По сравнению с "ПетерСтаром" компания "Метроком" куда менее привлекательный актив. Если по передаче данных они равны (по 40% питерского рынка), то по основной услуге (телефонии) на долю "Метрокома" приходится 18% рынка (в сравнении с долей "ПетерСтара" в 60%). Впрочем 45% акций "Метрокома" обошлись "Системе" в десять раз дешевле, чем 71% акций "ПетерСтара", за которые Metromedia получила $212 млн.
"Комстар" не собирается выводить в Санкт-Петербург собственный брэнд. В компании заявляют, что марка "Метроком" хорошо известна на питерском рынке, и пренебрегать ею нецелесообразно. Несмотря на то, что за корпоративных клиентов в Санкт-Петербурге идет достаточно жесткая борьба, аналитики и даже конкуренты полагают, что ресурсы "Системы" позволят "Метрокому" расширить свое присутствие на этом рынке.
Как заявили "Бизнесу" в "Комстаре", в будущем году компания вложит в модернизацию технической базы "Метрокома'BB несколько миллионов долларов. Обновленный оператор собирается привлекать новых клиентов за счет предоставления услуг VPN (виртуальные частные сети), высокоскоростного доступа в интернет, аналогов виртуального офиса. Пресс-секретарь "ПетерСтара" Алина Карпиченко считает, что теперь "Метроком" будет иметь неплохое конкурентное преимущество за счет столичной "прописки" своего нового совладельца. "Московские компании-клиенты "Комстара", которые имеют в Санкт-Петербурге свои отделения, очевидно, будут рекомендовать своим филиалам пользоваться услугами "Метрокома"",- считает она. Даже в таком "недостатке" оператора, как присутствие городских властей в числе основных владельцев, эксперты видят определенные плюсы. По словам аналитика "Уралсиб" Константина Чернышева, благодаря административному ресурсу оператор, ориентированный на корпоративных клиентов, вполне может пополнить свою базу за счет госструктур.
Деловая газета "Бизнес"