19.09.2005

"Арбат Престиж" гонят с престижного места. Валентина Матвиенко возражает против смены формата "Елисеевского"



Сделка по приобретению парфюмерной сетью "Арбат Престиж" Елисеевского магазина в Петербурге оказалась под вопросом. Вчера городская администрация распространила заявление, в котором выразила обеспокоенность возможным появлением парфюмерного магазина в историческом здании, находящемся в госсобственности. В городской администрации отмечают, что могут расторгнуть договор аренды с новым владельцем, если тот будет менять профиль продуктового магазина.

ОАО "Арбат Престиж" основано в 1989 году. На сегодняшний день компания управляет 20 парфюмерными магазинами (16 в Московском регионе, 2 в Санкт-Петербурге и по одному в Челябинске и Красноярске). Оборот сети в 2004 году составил $234 млн. Совладельцами ОАО являются ее президент Владимир Некрасов (около 60% акций) и УК "Тройка Диалог" (40%).

Как уже сообщал Ъ (см. номер от 24 августа), столичной парфюмерной сети должна была достаться самая фешенебельная часть магазина (общая площадь находящегося на Невском проспекте "Елисеевского" составляет 2,2 тыс. кв. м) – главный торговый зал площадью 900 кв. м. Формат предстоящей сделки должен быть следующий: "Арбат Престиж" покупает у группы компаний "Парнас-М" ЗАО "Елисеевский магазин", которое владеет правом долгосрочной аренды торгового зала. Стоимость ЗАО оценивается в $10 млн. Магазин в "Елисеевском" должен был стать флагманом петербургского подразделения сети, в развитие которой акционеры намерены инвестировать $80 млн.

Однако, как вчера рассказал Ъ вице-президент "Парнас-М" Юрий Щербаков, сделка не закрыта до сих пор. Между тем вчера же пресс-служба правительства Петербурга распространила заявление губернатора Валентины Матвиенко, в котором сообщается, что "губернатор встревожена информацией о продаже прав на долгосрочную аренду 'Елисеевского'" и сведениями о том, что новый собственник собирается открыть на его площадях "магазин элитной косметики". Губернатор настаивает на сохранении "Елисеевского" в качестве "общедоступного гастронома". "'Елисеевский' – это достояние Петербурга, часть культурных традиций города, подобно Дому книги или Гостиному двору",– говорится в обращении госпожи Матвиенко. Как отмечается в заявлении, она уже дала поручение комитету управления городским имуществом (КУГИ) и комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) "изучить правовые основания сложившейся ситуации и принять все меры для сохранения торгового зала гастронома". В КГИОП поддерживают своего губернатора. "Главный торговый зал имеет статус памятника федерального значения, магазин специально проектировался под торговлю продуктами,– говорит руководитель КГИОП Вера Дементьева,– если новый владелец ЗАО 'Елисеевский магазин' будет приспосабливать его под парфюмерию, он неизбежно затронет исторические интерьеры". По ее словам, руководители ЗАО "Елисеевский магазин" уже приглашены к ней на беседу. "В понедельник мы предупредим их, что использование этих помещений иначе как торговый зал гастронома недопустимо",– пояснила госпожа Дементьева. А председатель КУГИ Игорь Метельский подтвердил Ъ, что "если новый собственник будет менять профиль магазина, по условиям договора город может расторгнуть с ним договор аренды".

В "Парнас-М" заявления представителей городской администрации вчера вызвали удивление. "Никаких документов о смене функционального назначения зала ни в КУГИ, ни в КГИОП пока не подавалось,– заявил Ъ вице-президент группы компаний Юрий Щербаков.– Эти вопросы предстоит решать уже новому собственнику ЗАО 'Елисеевский магазин'". В "Арбат Престиже" от комментариев вчера отказались.
Эксперты полагают, что "Арбат Престиж", даже несмотря на возникшие трудности, не откажется от приобретения "Елисеевского" и будет искать компромисса с городскими властями. "Петербургский рынок – второй по величине в России, при этом относительно свободный. Для большинства крупных парфюмерных ритейлеров он считается наиболее приоритетным,– говорит вице-президент экспомедиагруппы 'Старая крепость' Анна Дычева.– Для стратегического развития сети в новом для нее регионе наличие подобного одновременно крупного и грандиозного в архитектурном плане имеет принципиальное значение". "Вряд ли 'Арбат' так легко отступится от столь интересного актива,– говорит гендиректор компании 'Магазин магазинов' Анна Ширяева.– Хотя наличие флагманского магазина именно на Невском вовсе не обязательное условие для успешного развития сети в Петербурге. Далеко не факт, что магазин, пусть даже в этой части, города будет прибыльным".

МАРИЯ Ъ-ШЕВЧЕНКО, АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, Санкт-Петербург; ДМИТРИЙ Ъ-КРЯЖЕВ

КоммерсантЪ