Легкие закуски пробудили у индийцев звериный аппетитРичард Орандж (Richard Orange) Крупнейшие компании Индии наконец выходят на международный уровень. Гигантская промышленная группа Reliance Industries размышляет о том, чтобы в эти выходные предложить $3 млрд за европейский бизнес нефтехимической группы Innovene, принадлежащей BP. Если предложение все-таки последует, это будет означать, что Индия наконец присоединится к Китаю в сфере глобальных слияний и поглощений. За исключением агрессивной борьбы государственной нефтяной компании ONGC за нефтяные запасы, все предшествующие индийские сделки за рубежом не преодолевали отметки в $1 млрд. Крупнейший индийский конгломерат Tata осуществил первое крупное приобретение в 2001 г., выложив за британскую компанию Tetley Tea $432 млн. Затем Tata Steel заплатила $289 млн. за сингапурскую NatSteel (2004 г.), приобрела подводную кабельную сеть американской компании Tyco и недавно купила подразделение по производству грузовиков корейской компании Daewoo. В своем экспансионизме Tata была не одинока. В начале года Bharat Forge приобрела американскую Federal Forge, в 2003 г. купила завод по производству стали в Германии, являющийся поставщиком BMW, а сейчас подумывает обзавестись активами в Швеции. С учетом возможностей и перспектив роста на внутреннем рынке стремление индийских компаний за границу может показаться неоправданным. В некоторых секторах это действительно так: индийский рынок мобильной связи ежегодно увеличивается на 2 млн пользователей, и большинство крупных компаний страны стараются не остаться в стороне. Ведущая роль среди индийских корпораций принадлежит трем колоссам. С 1998 по 2002 гг. они консолидировали и поправили свои бухгалтерские балансы, обзаведясь наличными для крупных приобретений за рубежом. Логика подсказывает, что выход на международный уровень позволит их дочерним предприятиям улучшить отношение рыночной стоимости акций к чистой прибыли в расчете на акцию. Первым из колоссов является концерн Tata, возглавляемый председателем Ратаном Татой (Ratan Tata). Ему подчиняются более 90 действующих компаний, самыми ценными из которых являются аутсорсинговая фирма Tata Consulting Services, Tata Steel, Tata Motors и телекоммуникационное предприятие VSNL. Затем идет Reliance Group. В начале года она разделилась, так как братья Мукеш (Mukesh) и Анил Амбани (Anil Ambani) не смогли договориться о совместном управлении бизнесом. Анилу достались финансовые услуги, мобильная связь и электроэнергия, а Мукешу - Reliance Industries, которой принадлежат нефтяные активы компании и солидный химический бизнес. На третьем месте с небольшим отставанием идет Aditya Birla, председателем которой является Кумар Мангалам Бирла (Kumar Mangalam Birla). Ее новое дочернее предприятие Aditya Birla Nuvo занимается высокодоходными финансовыми услугами, швейными изделиями, технологическими услугами и связью. Конгломерат также владеет производственными компаниями, например Hindalco, занимающейся цветными металлами, и цементным гигантом Grasim. Существует и второй эшелон: корпорации с выраженной специализацией, в частности, Wipro и Infosys, работающие в сфере аутсорсинга, и фармацевтическая компания Ranbaxy. Ближайшим аналогом индийских гигантов являются южнокорейские чёболи. Однако закрытые финансовые структуры чёболей скрывают серьезные недостатки. Их индийские аналоги сравнительно более прозрачны. Эндрю Холланд (Andrew Holland) из DSP Merrill Lynch в Мумбаи говорит: "Когда я работал в Корее, существовали опасения, что некоторые компании представляют собой карточные домики и в один прекрасный момент развалятся. Так и произошло. В Индии же компании получают много наличности, все их дочерние предприятия имеют биржевой листинг, так что у вас есть возможность взглянуть на балансовые ведомости. Кроме того, выше уровень корпоративного управления". Международная экспансия также имеет стратегическую ценность. Распространение аутсорсинга на новые территории с низким уровнем издержек, например, Китай и Восточную Европу, устраняет некоторые деловые риски. Расширение также является способом вообще отойти от аутсорсинга. Западные компании, прибегающие к услугам внешних подрядчиков, склонны сохранять себе маркетинг и дистрибуцию, отдавая индийцам физический труд. Значительная часть зарубежных приобретений, например, покупки Bharat Forge, направлены на построение собственных международных сетей дистрибуции и маркетинга для индийских компаний. Однако пока индийский бизнес глобализуется, международные корпорации других стран по-прежнему опасаются осуществлять прямые инвестиции в Индию, которую считают трудным для работы регионом. За последние 14 лет прямые инвестиции европейских стран в Индии составили ничтожные $7 млрд. От этой суммы не сильно отличается и стоимость долей в индийских компаниях, купленных зарубежными игроками только в этом году. Даже с учетом этого индийский поход за глобализацией, похоже, дает результаты. Заголовки газет кричат о Китае, однако фондовые рынки Индии стоят гораздо больше. При общей стоимости около $500 млрд они вполне могут к концу года обогнать южнокорейский рынок, оценивающийся в $530 млрд. Они уже обошли Тайвань. Чего недостает Индии, так это брэндов. Пока южнокорейские компании штурмовали мировые рынки, они создали такие международные марки как Samsung, Hyundai и Daewoo. У индийцев ничего сопоставимого нет. Впрочем, ситуация может измениться. После неудачной попытки заключить сделку с MG Rover Tata собирается продавать в Великобритании автомобили экономкласса под своим брэндом. Когда люди начнут ездить на работу в машине Tata, выпив чашечку Tetley Tea, на индийской улице наконец настанет праздник. Деловая газета "Бизнес" |