Утенок по-гонконгски. Гонконгский Диснейлэнд открывается без телевизионной поддержкиРуперт Стайнер (Rupert Steiner) В понедельник Disney впервые сервировал Микки Мауса и Дональда Дака как блюдо традиционной китайской кухни. Открыв Disneyland в Гонконге, хозяева самых знаменитых грызуна и утенка в мире начинают проникновение в материковый Китай "с тыла". Парк, для сооружения которого потребовалось пять лет и 1,8 млрд фунтов стерлингов ($3,3 млрд), стал огромным риском для корпорации. Ради него она была вынуждена поставить с ног на голову свою бизнес-модель, традиционно используемую для выхода на новый рынок. Ранее Микки, Дональда и остальных членов команды запускали на новые территории с помощью телеэкрана и лишь потом, когда эти персонажи добивались культового статуса, их представляли публике в парках развлечений. Однако действующие в Китае жесткие ограничения на владение телеканалами означают, что у многих жителей страны первая встреча с Disney произойдет в замке Спящей красавицы на острове Ланьтао в бухте Пенни-Бэй в Гонконге. В понедельник на церемонии открытия парка покидающий свой пост исполнительный директор Майкл Эйснер (Michael Eisner) и его преемник в волшебном царстве Боб Айгер (Bob Iger) "оживили" изображение традиционного китайского дракона, нарисовав ему глаза. Через две недели, когда Айгер официально возглавит Disney, ему предстоит посвятить себя выстраиванию нового бизнеса, чтобы Дональд Дак не стал в Китае "уткой по-пекински". Смена руководства пришлась на ключевое время для компании, владеющей ABC Network, Miramax, спортивным каналом ESPN и 11 парками развлечений и курортами. Хотя в августе прибыли Disney выросли на 41% благодаря выручке от телевизионных сетей и популярности парков, в среду компания предупредила, что из-за низкой посещаемости кинозалов и плохих продаж DVD кинематографическое подразделение будет вынуждено в текущем квартале объявить об убытках до $300 млн: это "много хуже, чем ожидалось". Возможно, из-за финансовых проблем Delta Air, которые, "очевидно, существенно скажутся" на результатах Disney, компании также придется списать $100 млн инвестиций в операции по аренде самолетов. В прошлом месяце благополучно для компании завершился тянувшийся семь лет судебный процесс, возбужденный против Disney частью акционеров. Поводом для иска стало решение выплатить $140 млн Майклу Овицу (Michael Ovitz), экс-президенту корпорации, в качестве компенсации за уход. Впрочем, судья не преминул заметить, что Эйснер сделал себя "всемогущим и непогрешимым владыкой собственного Волшебного царства". Как бы то ни было, прибытие Винни-Пуха, Золушки и еще 5 тыс. "актеров" в Гонконг знаменует новый этап для компании, ради старта в Китае отказавшейся от ставки на медиабизнес как средство завоевать потребителя. Ожидается, что в первый год своей работы парк привлечет 6 млн посетителей, причем треть из них должна прибыть с материка. Проект представляет собой совместное предприятие Disney и правительства Гонконга, вложившего 16,5 млрд гонконгских долларов ($2,1 млрд) в инфраструктуру и предоставившего кредит в размере 6,1 млрд гонконгских долларов ($790 млн), тогда как Disney платит $120 млн в год в качестве арендной платы. Самый маленький из диснеевских парков развлечений включает отели Hong Kong Disneyland Hotel на 400 номеров и Disney's Hollywood Hotel на 600 номеров, дендрарий площадью 3,5 га и озеро. Есть несколько вариантов увеличения площади парка вдвое в течение следующих нескольких лет. Кроме того, не секрет, что Айгер хотел и по-прежнему хочет открыть Disneyland в Шанхае. Пока же он ополчился против телевизионных ограничений и использует второй парк как способ оказать давление на китайское правительство. На прошлой неделе он заявил, что открытие еще одного Диснейленда зависит от либерализации телевизионного рынка. Он хочет начать вещание Disney Channel по крайней мере в нескольких городах. Доля международных операций в структуре доходов Disney, сейчас составляющая 35%, непременно вырастет и будет позволять компании опережать конкурентов по величине прибыли. В общем, новый исполнительный директор появляется на новом рынке с новой бизнес-моделью. Через две недели Айгеру понадобится чуточка волшебства, чтобы его выход на сцену прошел удачно, а затем все жили долго и счастливо. Деловая газета "Бизнес" |