Палатки сносят на каждом шагу
АНТОН ПАВЛОВ, ПЕТР МИРОНЕНКО
Префектура Восточного административного округа решила до 1 апреля 2006 года снести около 30% палаток на территории ВАО. Чиновники объясняют свое решение желанием поддержать развитие сети "магазинов шаговой доступности", а владельцы палаток готовятся сворачивать бизнес.
Программа поэтапного сокращения 760 объектов мелкорозничной сети на территории ВАО была утверждена в префектуре еще в июне 2004 года.
Она предусматривала ежеквартальное сокращение количества палаток на 10%. Однако, как рассказала "Бизнесу" начальник управления потребительского рынка и услуг ВАО Татьяна Леонова, в конце августа этого года главами управ районов были представлены предложения по размещению мелкорозничной сети на территории округа осенью-зимой 2005- 2006 года. "Оказалось, не все районы в полном объеме выполняют решение о сокращении мелкорозничной торговли. Был выявлен 191 объект, в связи с чем в плане на осеннезимний период перед главами районных управ была поставлена задача их поэтапного сокращения. На весенне-летний период количество объектов также подлежит 10-процентному сокращению",- сообщила Леонова.
В префектуре ВАО сообщили, что решение о сносе палаток связано с программой развития сети "магазинов шаговой доступности" в Москве.
Поэтому в первую очередь будут снесены палатки, которые находятся около стационарных торговых точек. По мнению Леоновой, необходимость в мелкорозничной сети, по сравнению с 1990-ми годами, резко снизилась. "Это в первую очередь связано с развитием стационарных торговых объектов. Мелкорозничная торговля должна служить дополнением к стационарной сети, а не наоборот",- уверена она.
Владельцы торговых точек относятся к решению префектуры противоречиво. Как рассказал "Бизнесу" владелец киоска слабоалкогольной продукции на улице Стромынка, в случае закрытия он будет искать площадь под создание магазина. "Если мне предоставят льготы, открою социальный магазин или "магазин шаговой доступности"",- уверяет он.
Авладелец табачного киоска на Преображенской площади Наталья Белянкина, напротив, говорит, что в случае закрытия киоска заниматься торговым бизнесом не будет. "Открывать свой магазин слишком дорого, а участвовать в городской программе, на мой взгляд, нерентабельно",- говорит Белянкина.
По мнению аналитиков, владельцы мелкорозничных объектов не станут укрупнять свой бизнес. "Владельцы киосков вряд ли будут участвовать в программе создания "магазинов шаговой доступности", так как открыть магазин довольно сложно. Им будет проще переместить свою деятельность в другой округ или Подмосковье",- считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. Он полагает, что с ликвидацией объектов мелкорозничной торговли и развитием "магазинов шаговой доступности" товарооборот в округе уменьшится на 10-15%.
Эксперты уверены, что в программу "магазинов шаговой доступности" смогут войти в основном розничные сети. Директор департамента коммерческой недвижимости агентства Colliers Максим Гасиев уверен, что "большинство помещений все равно достанутся сетевым структурам". Президент группы компаний "Виктория" (сети "Квартал" и "Дешево") Николай Власенко оценивает стоимость строительства одного "магазина у дома" в $400 тыс. "Вряд ли у владельцев киосков найдется столько денег. После сноса палаток в округе может возникнуть дефицит торговых точек, и тогда мы сможем хорошо развиться в ВАО",- считает он.
ДЕЛОВАЯ КАРТА МОСКВЫ
По заказу газеты «Бизнес» компания GfK провела масштабное исследование факторов, как способствующих, так и серьезно препятствующих развитию малого и среднего бизнеса в Москве. Результаты исследования оказались настолько интересными (а порой и неожиданными), что мы решили опубликовать серию статей, описывающих реальную (а не официально-статистическую) картину условий существования столичных предпринимателей.
Еженедельно по вторникам, начиная с завтрашнего дня, «Бизнес» будет подробно рассказывать о деловом климате в каждом из столичных округов (включая Зеленоград), уделяя особое внимание взаимоотношениям бизнеса с местными органами власти. Мы, конечно, далеки от мысли, что участвовавшие в опросе предприниматели были до конца откровенны (даже несмотря на гарантию сохранения анонимности). Но и полученные от них ответы позволяют нам в свою очередь задать массу вопросов префектурам округов, и интервью с их официальными представителями будут сопровождать каждую нашу статью. Итогом проекта станет публикация в конце ноября 2005 года подробного отчета о деловом климате Москвы в целом с рейтингом округов по степени их благоприятствования малому и среднему бизнесу.
Деловая газета "Бизнес"