Шесть сказали «Есть!». Российские нефтяные компании дружно заморозили цены на бензин
ДМИТРИЙ КОПТЕВ
Российские нефтяные компании вчера единодушно согласились зафиксировать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке - такое решение принято на их совещании с главой Минпромэнерго Виктором Христенко. Неожиданная покладистость нефтяников, как считают специалисты, вызвана желанием продемонстрировать свою социальную ответственность, чтобы избежать предложенного Минэкономразвития изменения системы налогообложения отрасли.
"Итогом совещания основных поставщиков топлива на внутреннем рынке стало добровольное решение руководителей крупнейших нефтяных компаний России: до конца года цены на внутреннем рынке расти не будут",- заявил Агентству нефтяных новостей официальный представитель Минпромэнерго Станислав Наумов. По его словам, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Роснефть", "Сибнефть", "Сургутнефтегаз" и "Татнефть" согласились с такой необходимостью, не обусловливая свое решение какимлибо решением правительства.
Единственный официальный комментарий последовал со стороны ЛУКОЙЛа. Компания выпустила пресс-релиз, в котором заявила, что до конца года фиксирует цены на принадлежащих ей АЗС (в России ЛУКОЙЛ владеет примерно 1500 заправок). "Этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между правительством и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты",- заявил по поводу своего решения президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.
Чтобы краткосрочный эффект перерос в долговременный, компания предлагает традиционный набор мер: необходимо отказаться от привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к экспортной цене на нефть, стимулировать потребление дизтоплива (в частности, снижать пошлины на ввоз дизельных иномарок) и поощрять крупные инвестиции в модернизацию нефтепереработки. Нетрудно заметить, что наибольшую выгоду от этого получит сам ЛУКОЙЛ. Компания лидирует в сфере нефтедобычи (значит, платит больше всех НДПИ), она первой вышла на рынок с дизтопливом стандарта Евро-4, пригодным для двигателей иномарок, она активно модернизирует свои НПЗ.
Остальные компании саму ситуацию, а также заявление главы ЛУКОЙЛа комментировали неохотно. "Роснефть" и "Сибнефть" от комментариев отказались вообще. В прессслужбе ТНК-ВР "Бизнесу" сообщили, что конкретных мер по сдерживанию цен на топливном рынке пока не выработали и ожидают результатов деятельности рабочей группы при МЭРТ, куда входят представители федеральных ведомств и нефтяных компаний.
При этом на состоявшемся вчера же совете директоров ТНК-ВР в качестве меры по борьбе с ростом топливных цен упоминается вовсе не их фиксация, а увеличение поставок нефтепродуктов.
Аналитик МДМ-банка Андрей Громадин считает решение нефтяников реакцией на предложение Минэкономразвития изымать всю прибыль от экспорта нефти в условиях, когда цена на нее превышает $27 за баррель. Одновременно предлагалось "отвязать" НДПИ от цены нефти, чего давно добиваются нефтяники. Однако, по расчетам Андрея Громадина, компенсация получилась бы неравноценной: прибыли по новой схеме изымалось бы больше, чем по действующей.
Поэтому нефтяники и решили сыграть на опережение и продемонстрировать свою готовность к сотрудничеству, отказавшись на время от повышения цен.
При этом, считают участники топливного рынка, компании на самом деле ничем не жертвуют: конъюнктура рынка такова, что цены в скором времени должны были сами стабилизироваться. "Цены уже остановились,- отмечает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.- И до конца года они будут плавно снижаться". "Момент (для объявлении о фиксации цен.- "Бизнес") выбран такой, когда цены сами собой идут вниз",- соглашается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Как рассказывал "Бизнес", эту тенденцию специалисты объясняют сезонным снижением спроса на моторное топливо, а также тем, что в зимний период частично перекрываются морские пути экспорта нефти. Впрочем, по мнению Андрея Громадина, цены на бензин сейчас все же склонны скорее к росту, чем к стабилизации: "Внутренний рынок сильно зависит от мировой конъюнктуры, а на внешнем рынке говорить о стабилизации пока рано".
Комментируя вчерашнее решение нефтяных компаний, Сергиенко напоминает, что совсем недавно - с декабря 2004-го по май 2005 года - ЛУКОЙЛ уже фиксировал цены на своих заправках. И тогда, по мнению эксперта, ситуация была аналогичной нынешней: цены на бензин сами собой снижались по объективным причинам, и компания просто использовала эту возможность для демонстрации "социальной ответственности". Кстати, тот опыт чуть не кончился для ЛУКОЙЛа печально: независимые продавцы топлива обвинили компанию в том, что она вытесняет их с рынка. Дело в том, что, заморозив розничные цены на своих заправках, ЛУКОЙЛ не стал "морозить" оптовые цены. В результате независимые участники рынка были вынуждены платить за топливо больше, не имея при этом возможности повышать розничную цену - иначе их клиенты просто переехали бы к ЛУКОЙЛу.
ФАС возбудила по этому поводу несколько дел, однако цены "оттаяли" раньше, чем кончилось разбирательство.
Как будет развиваться ситуация сейчас, пока сказать трудно. Но если все крупные нефтяные компании последуют примеру ЛУКОЙЛа, фиксация цен вновь коснется только их собственной розницы. В этом случае независимые торговцы, которые, по данным того же ЛУКОЙЛа, занимают сейчас 75% российского рынка топлива, опять окажутся в проигрыше.
СПАСИТЕЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ «На следующей неделе будет принято решение о повышении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это будут самые существенные пошлины за всю историю»,- заявил глава МЭРТ Герман Греф в интервью «Первому каналу» (с 1 октября пошлины на нефть вырастут с $140 до $179,9 за тонну). Греф подчеркнул, что правительство предпринимает также шаги для урегулирования проблем с налогообложением нефтяной отрасли. «Все эти меры позволят нам сдержать рост цен»,- отметил он.
Между тем пошлины регулярно повышаются каждые два месяца - таков механизм их принятия. И пока влияние этой меры на рост стоимости бензина было, мягко говоря, неочевидным.
URALS ОТСЕКЛИ ПО-НОВОМУ Вчера бюджетный комитет Госдумы рекомендовал принять предложение Минфина о повышении базовой цены на нефть марки Urals. Законопроект предусматривает рост цены отсечения с $20 до $27 за баррель ($197,1 за тонну). Согласно российскому законодательству, разницу между этой ценой и реальной рыночной стоимостью нефти забирает себе государство - эти средства поступают в стабилизационный фонд. Баррель российской нефти Urals вчера стоил более $57 (в начале года - около $43).
|
Деловая газета "Бизнес"
|