21.09.2005

Книжники поделятся брендами



Крупная книготорговая компания России «Топ-книга» планирует отказаться от интенсивного развития розничной сети и сосредоточиться на дистрибуции. Дальнейшее расширение торговой сети под брендами «Книгомир», «Литера» и «Лас-Книгас» будет осуществляться за счет франчайзинга. В Петербурге компания ищет партнеров.

"Топ-книга" создавалась и долгое время работала прежде всего как оптовый книготорговец. Но последние годы компания активно строила собственную розничную сеть. Сегодня магазины "Топ-книги" работают сразу в нескольких форматах: "Книгомир" (классические книжные магазины площадью 200-500 кв. м), "Литера" (крупноформатные магазины cash&carry площадью 1200-1500 кв. м) и "Лас-книгас" (гипермаркеты с торговой площадью 2-3 тыс. кв. м). Сейчас большинство магазинов открыто прежде всего в формате супермаркета площадью несколько сотен квадратных метров. Однако в нынешнем году "Топ-книга" объявила о масштабной программе по расширению мелкооптовых магазинов типа cash&carry.

Вынудили

Тем не менее, как сообщает «Континент-Сибирь», основной владелец и генеральный директор "Топ-книги" Георгий Лямин заявил, что "строительство магазинов — вынужденная мера. Инфраструктура розничной книготорговли в России развита очень слабо, и многие наши магазины мы ставим там, где современные форматы торговли отсутствуют в принципе". По словам Георгия Лямина, в перспективе компания сосредоточится прежде всего на том, с чего "Топ-книга" и начинала — дистрибуторской деятельности. Именно поэтому основным форматом магазинов, которые компания открывает сегодня самостоятельно, является cash&carry (бренд "Литера"). "Пока порядка 70% продаж приходится на конечных потребителей, — признается руководитель "Топ-книги". — Однако мы рассматриваем этот формат прежде всего как наиболее удобный канал снабжения мелких оптовиков, торгующих с лотков и продающих книги за пределами крупных городов". По словам Георгия Лямина, в "Литере" постоянным спросом пользуются некоторые наименования (например, детские книжки, продаваемые по 5 рублей за штуку). Обычные городские магазины просто отказываются их брать из-за невысокой маржи.

Удивили

Попытки дистрибуторов уйти от розницы удивляют большинство операторов рынка. Позиция "Топ-книги" довольно необычна, поскольку на большинстве товарных рынков сегодня наблюдается обратный процесс — переход оптовых компаний к рознице как более прибыльному и стабильному виду деятельности. Размер маржинального дохода оптовиков постоянно снижается — многие из них сегодня превращаются, по сути, в логистических операторов, предоставляющих складские и транспортные услуги и почти не занимающихся собственно продажами. Что касается книжного рынка, то здесь интерес к розничному звену проявляют даже издательские компании — такие как «АСТ» и "ЭКСМО".
Тем не менее, Георгий Лямин считает, что значительную часть розничного звена на книжном рынке должны составлять независимые магазины. При этом предприниматель уверен, что эффективная работа розницы возможна только при наличии крупных национальных дистрибуторов с максимально широким ассортиментом. Потому дальнейшее развитие собственных розничных брендов руководитель "Топ-книги" связывает с франчайзинговой моделью. Начнут экспериментировать с брендом «Книгомир». "У нас уже есть около 20 локальных партнеров, которые являются управляющими и совладельцами магазинов "Книгомир" под нашей маркой на местах, — говорит Георгий Лямин. — Сейчас мы заняты формализацией технологий и "вычищением" бренда, чтобы иметь возможность в будущем предложить ритейлерам работать под ним в полностью собственных магазинах". "Топ-книга" в этом случае будет осуществлять ассортиментное наполнение и поддержку бренда на федеральном уровне. Именно поэтому «Топ-книга» видит своими партнерами в Петербурге не крупные сети, типа «Снарка» или «Буквоеда», давно и успешно сформировавших собственные каналы дистрибуции, а одиночные магазины, которые нуждаются не только в сильном бренде, но и, прежде всего, в едином поставщике разнообразного ассортимента.
Кроме "Книгомира" Георгий Лямин считает возможным в перспективе предложить потенциальным франчайзи другой свой формат — магазины прессы "Сорока" (площадью до 100 кв.м). По его мнению, такого рода торговые точки могут быть востребованы в местах с большим человекопотоком — аэропортах, вокзалах, крупных торговых центрах. При этом Георгий Лямин убежден, что эффективность этих торговых точек повысится, если их управляющий будет одновременно и владельцем.

Никаких формальностей

"Франчайзинг в книготорговле — очень эффективный путь развития", — говорит руководитель отдела маркетинга издательства "ЭКСМО" Дагмара Иванова, отмечая при этом отсутствие сейчас в России твердой законодательной базы, которая бы определяла взаимоотношения франшизора и франчайзи. Само "ЭКСМО" сейчас развивает собственную сеть фирменных магазинов.
Другое крупное издательство «АСТ» так же имеет на сегодняшний день уже порядка 200 магазинов по всей России. По словам заместителя генерального директора «АСТ» Льва Ганкина, большая часть их принадлежит самому издательству, остальные открыты крупными оптовыми клиентами. Лев Ганкин признает, что отношения с партнерами в этом случае не являются строго формализованными — они имеют право продавать книги и других издательств. Отсутствие формальностей объясняется просто. Если учесть, что продажи книг в России постоянно падают - с 2003 г. объемы продаж уменьшились на 30%, книготорговцы просто вынуждены предпринимать активные действия, чтобы стимулировать рынок.// Елена Грибанова

Деловой Петербург