22.09.2005

Непрогрессивная перспектива



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

WAP-сайты стали появляться в России еще в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда большинство владельцев мобильных телефонов, даже имея техническую возможность доступа по WAP, знать не знали, что это такое. А теперь на этих сайтах начали размещать рекламу.
Технология WAP вскоре после своего появления стала казаться мертворожденным проектом по части распространения информации. Читать на маленьком экране телефона было неудобно, стоило все это дорого, скорость связи "оставляла желать", да еще и поставщикам информации надо было разрабатывать специальные сайты. В общем, проблем более чем достаточно. И к настоящему времени решены из них только две: экраны телефонов стали больше, а цены несколько снизились. Сейчас есть гораздо более удобные технологии для мобильного доступа к информации типа GPRS и Wi-Fi, но WAP, как ни странно, не канул в лету. Причина тому, думается, одна: повсеместное распространение трубок, поддерживающих работу в WAP. GPRS встречается через раз и в основном в телефонах средней ценовой категории и выше. Wi-Fi - вообще прерогатива КПК и ноутбуков. Так что WAP повторил историю с SMS, в перспективу которых на момент запуска никто не верил, а они вдруг стали пользоваться бешеной популярностью и пользуются ею до сегодняшнего дня.
Технологическая специфика WAP такова, что подходят WAP-браузеры для решения крайне ограниченного круга задач. Стоя посреди чистого поля, удобно посмотреть прогноз погоды, курсы валют или анонсы последних новостей. Нахождение расписания кино отнимет гораздо больше сил и нервов, а поиск чего-либо в сети вообще за гранью возможностей. Однако под эти возможности и делаются WAP-сайты, и иногда ими действительно удобно пользоваться.
Кроме того, WAP успешно задействовали все многочисленные дистрибуторы мобильного контента, но им сам Бог велел в силу специфики своей деятельности. Собственно, эти компании и стали первыми размещать рекламу в частном порядке на WAP-сайтах. Раз уж человек пользуется этой технологией, чтобы узнать погоду, в каталоге мелодий он точно разберется и, скорее всего, даже что-то закажет. Эта схема рекламных коммуникаций целиком и полностью понятна.
Гораздо больше вопросов возникает по поводу рекламодателей из других сфер бизнеса. В Рунете неким системным размещением WAP-рекламы только начинают заниматься, и пока только в одном агентстве. Проведена одна-единственная масштабная рекламная кампания для промоакции LG в формате конкурса мобильной фотографии. Рекламодатель и в этом случае напрямую связан с мобильным миром. В Promo Interactive говорят о высоком уровне отклика на размещенную рекламу: около 7%, что вполне понятно - рекламный блок представляет собой текстовую ссылку, никак не отличающуюся от прочих навигационных пунктов внешне. То есть в качестве рекламы не воспринимается в том числе и в силу новизны этого формата. Высокий отклик, конечно, должен обнадеживать рекламодателей. Для брэндов, ориентированных на молодежь, это вполне может сработать.
И второй вариант развития событий, менее вероятный. У рекламы на WAP-сайтах может быть будущее при использовании возможностей определения местонахождения человека, Location Based Services. В этом случае рекламный блок показывается в зависимости от того, насколько близко находится человек от магазина, где проходит сейчас распродажа. Но для этого нужно развивать соответствующие технологии и наращивать объем аудитории WAP-сайтов.



Деловая газета "Бизнес"