27.09.2005

50 "Утконосов" заходят с Северо-Востока



АНТОН ПАВЛОВ

Принадлежащая "Северстали" сеть магазинов "Утконос" начала активную экспансию в Москву. Вчера стало известно, что ритейлер получил право строительства 50 магазинов в СевероВосточном округе (СВАО).
Эксперты считают проект нерентабельным.
"Утконос" - небольшая сеть магазинов в Зеленограде, на начало лета состояла из девяти точек. Однако ритейлер развивается при активной поддержке столичной мэрии. Так, 4 апреля мэр Москвы Юрий Лужков утвердил график открытия магазинов "Утконос" (об этом "Бизнес" писал 7 апреля). Согласно этому документу, до конца 2007 года на территории Москвы сеть должна открыть 400 точек, став основным участником программы создания сети "магазинов шаговой доступности".
Около трех недель назад Лужков подверг столичные префектуры жесткой критике за затягивание развития сети "Утконос". Чиновники быстро исправились: как рассказали "Бизнесу" в префектуре СВАО, до 2007 года в округе планируется открытие 50 магазинов сети. По словам замначальника управления потребительского рынка и услуг СВАО Ольги Гармаш, сейчас на территории округа располагается 142 тыс.
кв. м торговых площадей. "Для полного обеспечения населения программа шаговой доступности предусматривает создание еще 7 тыс. м, для этого и решили привлечь сеть "Утконос"",- сообщила она.
Президента Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова выбор чиновников не удивил: "Это любимый проект Лужкова, который он активно лоббирует".
При этом даже сами чиновники признают, что 50 "Утконосов" - слишком много для округа. "Средняя площадь "Утконоса" - 300 кв. м. С появлением 50 точек в округе будет переизбыток торговых площадей",- недоумевает чиновник префектуры СВАО.
По словам аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, переизбыток торговых площадей в СВАО возможен только в случае невостребованности "Утконоса". "Такое развитие событий вполне возможно, потому что "Утконос" не вписывается в программу шаговой доступности. Покупатель окажется перед выбором: заказать товары или купить их сейчас.
Думаю, большинство выберет второй вариант",- говорит Кочетков. По его мнению, через несколько лет сеть может быть продана, и цены наторговые площади в СВАО резко упадут.
Однако глава "Утконоса" Алексей Грицай уверен в рентабельности проекта. "За полтора года будет построено новое жилье, количество жителей в СВАО явно увеличится.
Поэтому очевидно, что к концу 2007 года дефицит торговых точек только увеличится",- убежден Грицай.