Пора закругляться. "Ильюшин Финанс Ко" отказалась управлять Воронежским авиазаводомОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания 'Ильюшин'" (МАК "Ильюшин") и ОАО "Авиационный комплекс им. Ильюшина" ("Ил") вчера объявили о прекращении действия соглашения доверительного управления ИФК контрольным пакетом Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). По официальной версии, стороны считают выполненными условия соглашения по финансовой реструктуризации предприятия. По неофициальной, действия ИФК связаны с разносом, который премьер Михаил Фрадков устроил российскому авиапрому на последнем заседании правительства. Вчера пресс-служба ИФК распространила сообщение о прекращении действия соглашения о доверительном управлении акциями ВАСО. В нем говорится, что это решение принято руководством госкомпаний МАК "Ильюшин" и "Ил" и государственно-частной ИФК "по взаимному согласию сторон" в связи с тем, что они считают полностью выполненными его условия по контролю за целевым использованием средств на строительство самолетов, оптимизации затрат, финансовой реструктуризации и повышению эффективности управления финансовыми потоками на ВАСО. ВАСО специализируется на выпуске пассажирских самолетов Ил-96-300 и их техобслуживании. Всего было построено 14 Ил-96, в том числе двумя бортами Ил-96-300ПУ оперирует ГТК "Россия", специализирующаяся на перевозках высших должностных лиц государства, в том числе президента Владимира Путина. С 22 августа эксплуатация машин этого типа приостановлена Ространснадзором из-за отказов в тормозной системе. В 2004 году выручка предприятия составила 3,4 млрд руб., убыток – 28,5 млн руб. 40% акций ВАСО принадлежит МАК "Ильюшин", 32,42% – ОАО "Ил". Соглашение о доверительном управлении контрольным пакетом ВАСО (56,3%) было подписано в 2002 году. Это была совместная инициатива тогдашнего министра промышленности Ильи Клебанова и частных акционеров ИФК, одобренная советами директоров МАК "Ильюшин" и "Ил". Менеджеры ИФК, Национального резервного банка депутата Госдумы Александра Лебедева и аффилированной с банком Национальной резервной корпорации (НРК) заняли семь из тринадцати мест в совете директоров общества. Спустя три года в ИФК посчитали свою миссию выполненной. В компании говорят, что за это время была полностью погашена задолженность ВАСО в бюджеты и внебюджетные фонды в размере 532 млн руб., выручка предприятия от продаж выросла в 2,5 раза. Общие вложения НРК в авиапром оцениваются в $180 млн. "Договор завершен – подписано соответствующее дополнение к нему. Теперь мы не имеем права быть представленными в совете директоров ВАСО. Однако наши представители готовы продолжить свою работу в совете, но только на основании соответствующих директив госсобственника",– пояснил Ъ собеседник в ИФК. Помимо официальной версии ИФК об уходе из ВАСО существуют и другие. Во-первых, решение о прекращении договора доверительного управления можно расценивать как защитную реакцию на реплику премьера Михаила Фрадкова, прозвучавшую на заседании правительства в прошлый четверг: "Есть поручение разобраться в деталях, начиная с 2002 года, с передачей акций воронежского предприятия в управление". Правда, в ИФК ее не подтверждают, а Александр Лебедев вчера заявил Ъ, что управление вообще было условным. "У нас для этого нет ни законодательства, ни практики доверительного управления. В конце концов, мы за свои услуги не получили предусмотренного в этом случае вознаграждения",– говорит он. Другую версию излагает сам господин Лебедев. Он связывает прекращение управления акциями тоже с Михаилом Фрадковым, но в другом ракурсе. "Запугали людей просто, пригрозили увольнениями гендиректорам (премьер-министр заявил о необходимости смены руководства предприятий авиапрома.–Ъ), вот и предпринимаются такие действия",– говорит он. Александр Лебедев опроверг предположение о том, что уход из ВАСО – подготовка к его выходу из авиастроительного бизнеса. "Я, наоборот, предлагаю передать акции находящихся в госсобственности Воронежского, Ульяновского и других авиазаводов в частные руки. Национальный капитал готов взять на себя спасение гражданского авиастроения",– заявил господин Лебедев. В феврале руководство НРК обращалось в Минпромэнерго с письмом, в котором предлагало продать ему госдоли в ОАО "Ил" и ВАСО, но оно осталось без ответа. Отметим, что год назад НРК уже грозила уходом из авиапрома, однако до сих пор этого не произошло. Равно как и пока осталось неисполненным прозвучавшее в начале сентября обещание Александра Лебедева отказаться от депутатского мандата для спасения ИФК от кризиса, связанного с претензиями Генпрокуратуры: депутат собирался ходить наряду с топ-менеджерами компании на допросы в прокуратуру (против гендиректора ИФК Александра Рубцова заведено уголовное дело) и на переговоры с обеспокоенными клиентами. СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН "Аэрофлот" и "Сухой" обсуждают RRJ Вчера информагентство Reuters со ссылкой на источник в ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), дочерней компании авиахолдинга "Сухой", сообщило, что переговоры компании с "Аэрофлотом" о покупке 30 ближнемагистральных самолетов Russian Regional Jet (RRJ) на сумму $700 млн вошли в финальную стадию. Планируется, что контракт будет подписан до конца этого года. Пресс-секретарь ГСС Ольга Каюкова не подтвердила Ъ эту информацию, однако уточнила, что переговоры с "Аэрофлотом" продолжаются. В самой авиакомпании эту тему также не комментируют. Источник Ъ, близкий к "Аэрофлоту", считает, что стороны продвинулись в переговорном процессе, однако не настолько, чтобы подписать контракт в ближайшее время. Напомним, ранее ожидалось, что стороны объявят о договоренностях в рамках авиасалона в Ле-Бурже (Франция) в июне или на Международном авиакосмическом авиасалоне в подмосковном Жуковском в августе. RRJ пока не имеет даже опытного образа, первый полет должен состояться в 2006-2007 годах. "Аэрофлот", испытывающий дефицит в региональных машинах, объявил тендер на приобретение региональных реактивных самолетов в 2004 году, однако до сих пор не подвел его итоги. КоммерсантЪ |