29.09.2005

Lada cтала дефицитом. Московские дилеры АвтоВАЗа испытывают нехватку автомобилей Lada



ЮЛИЯ КАРУЛИНА

Дефицит касается, прежде всего, "Самары", "классики" и модели Kalina и достигает 30%. "Самары" уже подорожали на $250-300. Дилеры объясняют это просчетами производителя, а на АвтоВАЗе признают, что складские запасы автомобилей опустились ниже нормы.
"Сегодня ощущается острая нехватка Lada,- сообщил "Бизнесу" директор поставок автомобилей отечественного производства группы "Автомир" Игорь Кроливец.- Завод, даже существенно нарастив объемы производства, не может обеспечить спрос". Информацию о дефиците продукции АвтоВАЗа подтвердил "Бизнесу" и руководитель отдела по связям с общественностью "Ростокино-Лада" Владимир Лишневский.
По словам Кроливца, из-за позднего схода снега весной продажи были хуже, чем в прошлом году. Как уже писал "Бизнес", в результате к апрелю на заводе скопилось большое количество машин, и АвтоВАЗ сократил объем производства. В то же время с мая продажи пошли вверх, с июня они держатся на уровне 60 тыс.
автомобилей в месяц, в то время как объем производства в июне составил 44 тыс., а сегодня вырос до 56 тыс. На сегодня выбраны все запасы завода, и реализация сдерживается производительностью конвейера, сообщил Кроливец.
"Производство сегодня работает на пределе мощностей, при этом таких низких складских запасов - 35 тыс. машин, при нормативе 40 тыс., из которых около 7 тыс. находится на пути к дилерам,- у АвтоВАЗа не было давно",- подтвердил заместитель директора по связям с общественностью АвтоВАЗа Александр Громков.
По мнению дилеров, нехватка автомобилей обусловлена не только производительностью конвейера, но и политикой АвтоВАЗа. "Завод не может предсказать пики спроса и популярность моделей",- сказал пожелавший остаться неназванным представитель одного из дилеров. "Неверное планирование производства приводит к тому, что сначала склады переполняются. А потом завод вынужден "сливать" то, что уже произведено, даже если это не то, что просит рынок сейчас",- добавляет представитель другого дилера. По его словам, дефицит машин в сентябре-октябре возникает уже второй год подряд, а сейчас по некоторым позициямон доходит до 30%: иными словами, спрос почти в полтора раза превышает количество машин в наличии.
Кроме того, по мнению источника, АвтоВАЗ отдает значительную часть произведенных машин "серым" продавцам, так как они платят за продукцию сразу, в то время как официальные дилеры пользуются системой взаиморасчетов и отсрочки платежей. В результате у "серых" дилеров есть больший выбор цветов и комплектаций, а официальные дилеры получают не те машины, которые заказывают.
Громков опроверг предположение о поддержке "серых" дилеров. "У нас в течение нескольких последних лет система производства и поставок жестко выстроена под определяемые на весь год квоты официальных дилеров и дистрибуторов",- сказал он.
По словам дилеров, дефицит сегодня затронул, прежде всего, модели семейства "Самара", а также частично "классику" и Kalina. Показательным при этом является рост розничных цен на "Самары", который с мая составил $250-300 (4%).
"В таком ценовом диапазоне это существенное подорожание",- заявил источник. По словам другого дилера, в то время как реальная потребность в Lada Kalina сегодня составляет 100-120 машин в месяц на дилера, они получают лишь 10-40 "Калин". Громков отметил, что по плану в этом году АвтоВАЗ должен произвести около 20 тыс. автомобилей (при проектной мощности 220 тыс.), и все они будут проданы через дилерскую сеть в России. В следующем году АвтоВАЗ произведет около 60 тыс. машин, часть которых пойдет на экспорт. А на проектную мощность по Kalina планируется выйти к 2008 году.
По мнению Игоря Кроливца, дефицит машин сохранится до конца года, даже несмотря на традиционный спад продаж в ноябре. К тому же, напоминает он, в декабре резко вырастет спрос на машины вообще и на "Самары" и "классику", которые являются популярными корпоративными автомобилями, в частности.


Деловая газета "Бизнес"