11.10.2005

Потолок проката. Доходы российского кино растут в основном за счет высоких цен на билеты



ВИКТОР МАТИЗЕН

Вчера состоялось заседание коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, посвященное кинопрокату. На нем были обнародованы последние данные о производстве и прокате фильмов в России. Данные, вопреки ожиданиям, далеко не оптимистичные. Обозреватель «НИ» вычислил, что сборы от показов российских картин растут вовсе не потому, что больше людей стали ходить в кино, а потому, что увеличиваются цены на билеты и взамен дешевых кинотеатров появляются дорогие.

Раньше подобные вопросы обсуждала коллегия Госкино России, представлявшая собой колоритное сборище чиновников и мастеров кино, причем последние сотрясали зал острыми и интересными выступлениями. В коллегии Министерства культуры узнаваемых деятелей культуры не оказалось – сидели сплошь одни чиновники. Блистал своим молчанием обычно разговорчивый и острый на язык Михаил Швыдкой, под давлением администрации президента недавно заключивший мир со своим непосредственным начальником, министром культуры Александром Соколовым. Вел заседание сам министр, говоривший так, что разобрать можно было лишь малую долю произносимых слов – но попросить начальника поднести микрофон ко рту и артикулировать дикцию никто из подчиненных не отважился. В роли докладчика выступил руководитель Службы кинематографии Александр Голутва, тоже не Цицерон. К тому же во время его речи на экран проецировались диаграммы и графики, никак не координированные с содержанием его выступления, отчего невнятица только увеличивалась.

Попросив у г-на Голутвы специально подготовленный к заседанию статистический сборник, кинообозреватель «НИ», к своему немалому удивлению, обнаружил, что половину его страниц занимают фотографии интерьеров и экстерьеров современных кинотеатров, как будто никто из членов коллегии и журналистов никогда в глаза их не видел. А вот интересных цифр – скажем, кассовых сборов российских фильмов, получивших государственную поддержку в 2004 году – в сборнике не было, равно как не было и сведений о номинациях, премиях и приглашениях на отечественные и международные фестивали, которые эти фильмы получили. Между тем эффективность господдержки определяется именно этими показателями. Впрочем, кое-что полезное из оглашенных и напечатанных чисел извлечь было можно.

В 2005 году расходы федерального бюджета на кинематографию составили чуть менее 3,2 млрд. рублей, или чуть более $110 млн., из которых на кинопроизводство выделено 2,1 млрд. рублей, или около $74 млн., что примерно соответствует средней стоимости одного американского блокбастера.

С 2001 г. ежегодное производство полнометражных игровых фильмов в России стабилизировалось и составляет чуть меньше 80, что лишь немногим меньше уровня, достигнутого в РСФСР (100 картин в год). Для сравнения – в США ежегодно производится около 450 фильмов, а во всем мире – примерно 4500, но при этом 70% сборов приходится на американские фильмы.

С 2000 года в России ежегодно вводится в строй около 100 современных кинотеатров, и в 2005 г. их общее число превысило 600. Вместе с тем общее число кинотеатров в стране неуклонно снижается: если в 1990 г. их было 2500, то к началу 2005 г. осталось 1020.

Количество зрителей, ежегодно посещающих кинотеатры, с 1991 по 1998 г. уменьшилось в десятки раз (с 1343 млн. до 31,7 млн.), затем несколько увеличилось и уже четвертый год составляет около 50 млн., причем треть из них посетила российские фильмы. В среднем каждый житель России посещает кинотеатр один раз в три года.

Общие сборы российской киносети за последние 8 лет увеличились в 33 раза.

В 2004 г. на киноэкраны было выпущено 230 фильмов из 20 стран мира, из них 42 российских, т.е. в прокат попал лишь каждый второй российский фильм.

Если сопоставить пункты 4 и 5, вывод ошарашивает: поскольку посещаемость кинотеатров стоит на месте, а сборы кинотеатров растут гигантскими темпами, это значит, что такими же темпами растет средняя цена билета в кино. Делая скидку на недостоверность статистики, все же можно сказать, что валовый кинотеатральный сбор в России растет не потому, что больше людей стали ходить в кино, а потому, что взамен дешевых кинотеатров появляются дорогие. Поскольку цены на билеты в современных кинотеатрах достигли мирового уровня, рост кинотеатральных доходов прекратится в тот момент, когда все российские кинотеатры станут современными. Отсюда прогноз: при сохранении числа посещений на нынешнем уровне – 50 млн. в год и максимальной цене билета – 10 долл. максимальный ресурс российской киносети составляет 500 млн. долл., и разговоры о том, что к 2010 г. он достигнет 1 млрд. долл., из которых 400 долл. придется на долю российских фильмов, следует оставить как беспочвенные.

Новые Известия