11.10.2005

Таможенное очковтирательство. Импортеры оправ для очков опасаются, что таможенный режим будет ужесточен и для них



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Импортеры оправ для очков опасаются, что вслед за импортерами бытовой техники и мобильных телефонов, таможенный режим будет ужесточен и для них.
Как стало известно "Бизнесу", Оптическая ассоциация направила в Минздрав и Минэкономразвития письмо с просьбой не вводить госрегистрацию оправ для очков.
По замыслу чиновников, нововведение должно было вступить в силу еще с 1 июля 2005 года, о чем Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития (ФСН) проинформировала Федеральную таможенную службу. Участники рынка считают введение дополнительных сертификатов излишним, по их мнению, оно может привести к выдавливанию с рынка небольших компаний.
В октябре 2004 года ФСН направила руководителям органов здравоохранения субъектов РФ письмо, в котором сообщала о введении с 2005 года государственной регистрации оправ очков отечественного и импортного производства (копия документа есть у "Бизнеса"). Эту информацию "Бизнесу" подтвердили в ФСН. По словам представителя службы, письмо опиралось на приказ Минздрава от 10 мая 2000 года, по которому все изделия медицинского назначения должны быть зарегистрированы. В мае 2005 года руководитель ФСН Рамил Хабриев написал письмо руководителю Федеральной таможенной службы Александру Жерихову, информируя о том, что с 1 июля 2005 года "для целей таможенного оформления необходимо применение регистрационных удостоверений, выданных ФСН", 2 июня ФТС обязала свои региональные подразделения требовать регистрацию у поставщиков (документы имеются в распоряжении "Бизнеса").
Однако историей заинтересовалось Минэкономразвития, которое письменно попросило ФТС приостановить требование регистрации при ввозе до выяснения обстоятельств.
Поэтому 30 июня 2005 года ФТС предписала региональным подразделениям требовать регистрационные свидетельства только в случае обнаружения недостоверных сведений при растаможивании продукции.
Как рассказал "Бизнесу" президент Оптической ассоциации Валерий Иванидзе, участники рынка, опасаясь, что регистрация все же станет обязательным документом для таможенников, написали коллективноеписьмо в Минздрав и Минэкономразвития (копия письма есть в распоряжении "Бизнеса"). В своем обращении участники рынка отмечают, что оправы для очков, согласно постановлению правительства от 17 января 2002 года, "не являются изделием медицинского назначения". Введение госрегистрации оправ может привести к дефициту товаров, пишут участники рынка.
По словам топ-менеджера одного из дистрибуторов оправ для очков, экспертиза документов и самой продукции в ФСН стоит примерно $4 тыс.
По оценке президента компании "Нью-оптика" Евгения Гревцова, сейчас на рынке представлено около 100 иностранных компаний-производителей. Таким образом, совокупные затраты отрасли на регистрацию составят приблизительно $400 тыс. По словам Иванидзе из Оптической ассоциации, большую часть этих средств заплатят либо иностранные производители, либо дистрибуторы.
Представитель компании BiVision Group, не пожелавший называть своего имени в печати, сообщил "Бизнесу", что уже оформил регистрацию: "Ситуация типична: есть сторона, которая делает бизнес, а чиновники занимаются поборами".
В письме Оптической ассоциации также отмечается, что сейчас для ввоза оправ поставщики оформляют сертификат соответствия ГОСТу.
При этом они проводят экспертизу, такую же, как при получении госрегистрации. "Единственное отличие сертификата ГОСТ от госрегистрации - в том, что в документе, выдаваемом ФСН, указывается лишь производитель, а не название коллекции, которое и указывается на самих оправах. Поэтому предвидим неразбериху на таможне с торговыми наименованиями",- сетует представитель крупной дистрибуторской компании.
"Под видом того, что ФСН усиливает меры по контролю над качеством продукции, происходил передел рынка.
Крупные поставщики и импортеры оправ смогут безболезненно заплатить необходимые $4 тыс. Однако для небольших компаний эта сумма станет неподъемной",- говорит Иванидзе. Последние годы количество представленных на российском рынке брэндов стремительно росло, однако сейчас выходу новых компаний будет препятствовать этот налог в виде бесполезной регистрации, сетует Гревцов.



Деловая газета "Бизнес"