Борьба за «правое» дело. Выросшие пошлины на праворульные автомобили приведут к полугодовому спаду продаж
АЛАН ХУРУМОВ
Как и предсказывал "Бизнес" (см. номер от 5 октября), таможня изменила правила начисления пошлин на импортируемые иномарки с правым рулем - ввела новую сетку. В результате праворульные автомобили заметно подорожают, некоторые модели - на $3 тыс. Это вызвало предсказуемую реакцию на Дальнем Востоке, где преобладают именно такие машины,- возмущенные граждане вышли на улицы. Сегодня во Владивостоке начнет работу согласительная комиссия, призванная устранить разногласия между Дальневосточным таможенным управлением и торговцами, возникшие после введения новых правил "растаможки". Эксперты считают, что по итогам ее работы таможня разрешит ввезти по старым правилам лишь 5 тыс. автомобилей- после чего любителям правого руля придется либо платить на $1-3 тыс. больше, либо заказывать более старые машины. Однако еще до начала работы комиссии заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева пообещала сохранить старый порядок для всех импортеров, которые смогут представить на таможне "настоящие договоры на поставку и счета об оплате".
О том, что представители таможни и торговцы создали согласительную комиссию, вчера заявил заместитель начальника ДВТУ Александр Воробьев.
По его словам, комиссия, в состав которой войдут представители таможни, торговцев и общественных организаций, начнет работу 11 октября. Задача комиссии - разработать приемлемый для обеих сторон алгоритм расчета таможенной стоимости автомобилей.
Сейчас импортеры японских иномарок с правым рулем приостановили прием заказов из-за повышения оценочной стоимости автомобилей при "растаможке", произошедшего 5 октября. Как уже сообщал "Бизнес", при изменении таможенной сетки праворульные машины дорожают на $3 тыс.
Это нивелирует разницу между подержанными машинами с правым и левым рулем и сделает бизнес дальневосточных дилеров нерентабельным. Неслучайно во Владивостоке в течение уже нескольких дней проходят акции протеста против нововведений таможенного управления.
Как сообщил Александр Воробьев, на таможенных складах уже скопилось более 5 тыс. автомобилей. Чтобы както разрядить ситуацию, ДВТУ приняло решение о том, что уже ввезенные иномарки будут растаможены по старым правилам.
Новых правил, как утверждают на рынке, еще никто не видел. "Если бы таможня внятно объявила о новых правилах и показала документ - было бы проще,- говорит гендиректор компании-импортера праворульных автомобилей Pravto.Ru Артур Шомахов.- Но сейчас есть сетка лишь по двум брэндам - Toyota и Mitsubishi, и то не по всем модельным рядам". По словам Шомахова, ДВТУ даже нельзя обвинить в нарушении закона, поскольку изменение оценочной стоимости подпадает под юрисдикцию региональных отделений ФТС. "Никаких законов таможня не нарушила,- соглашается с ним управляющий партнер юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян.- Дело в том, что существует такой критерий, как самостоятельное установление оценочной стоимости. И ФТС наделила некоторые таможенные управления соответствующими полномочиями". По словам юриста, таким образом ФТС ограничивает распространение по России автомобилей с правым рулем без выведения этого вопроса на федеральный уровень.
Участники рынка сомневаются в том, что создание согласительной комиссии решит проблему. "Те автомобили, которые будут поступать, станут растаможивать по новой схеме",- прогнозирует Артур Шомахов. Цены, по данным Шомахова, уже выросли во Владивостоке на $1-3 тыс., аналогичное повышение произошло и в Москве.
С ним соглашается генеральный директор компании "Акита-Моторс" Сергей Кузьменко. "Какой-то временный компромисс будет найден, ставки частично снизят, но общего повышения цен на праворульные машины не избежать",- говорит он. По словам Кузьменко, рынок отреагирует на очередное повышение пошлин мгновенно - дилеров ожидает полугодичный спад продаж. За это время множество мелких фирм, поставляющих в Россию праворульные машины, разорится. Крупные выживут за счет поставок дорогих моделей автолюбителям, для которых потеря $3 тыс. не играет существенной роли.
Однако их опасения вчера вечером неожиданно развеяла замруководителя ФТС Татьяна Голендеева. По ее словам, если они представят настоящие договоры на поставку и счета об оплате, то "всегда есть шанс оформить тот или иной автомобиль, исходя из указанной в них стоимости". Принудительное взыскание пошлин по новым каталогам будет применяться только в том случае, если импортеры не смогут предъявить соответствующие документы, подчеркнула она.
Деловая газета "Бизнес"
|