17.10.2005


АвтоВАЗ избавляется от дилеров



Как стало известно Ъ, сразу два тольяттинских дилера АвтоВАЗа, "Крисма" и "Ирэна", выставили на продажу свой бизнес. Они не смогли расплатиться по банковским кредитам, взятым на строительство автоцентров в соответствии с новыми стандартами автозавода. На АвтоВАЗе считают уход с рынка слабых, по его представлениям, дилеров положительным явлением – с начала года завод расторг уже 47 дилерских соглашений.

ООО "Крисма" и ООО "Ирэна" оказались в тяжелом финансовом положении по сходным причинам. Оба дилера одолжили у тольяттинских банков примерно по 30 млн руб. каждый на перестройку своих площадок под новые стандарты АвтоВАЗа, но не смогли вовремя рассчитаться с кредиторами и теперь вынуждены продавать свой бизнес. "Крисма" – один из самых мелких прямых дилеров АвтоВАЗа. В месяц она получала примерно сотню машин. Директор "Крисмы" Сергей Маркевич отказался комментировать свое решение о продаже. "Ирэна" относится к категории средних дилеров АвтоВАЗа (300-500 машин в месяц). Получить комментарии директора "Ирэны" Сергея Вдовина не удалось. По словам сотрудников фирмы, господин Вдовин готов продать свой офис в Тольятти, а также автосервис и площадку для машин. Оба бизнеса оцениваются в $2-3 млн каждый. О возможных покупателях пока ничего не известно.

Сейчас у АвтоВАЗа 324 прямых дилера в РФ, из них 74 – в Тольятти. Примерно 10 дилеров считаются крупными (продают более 800 машин в месяц), около 20 – средними (300-700 машин), остальные – мелкими (менее 300). Ежемесячные продажи АвтоВАЗа составляют в среднем 58 тыс. машин.
АвтоВАЗ начал реформирование дилерской сети в 2002 году. Тогда была разработана двухуровневая система сбыта, когда вся продукция завода продается через дистрибуторов и прямых дилеров. Каждый дилер должен был реализовать машины только в определенном регионе, что дало возможность вывести торговлю из Тольятти. Одновременно завод повысил требования к своим дилерам по уровню сервиса и техобслуживанию, введя аттестацию по категориям (для крупных, средних и мелких дилеров). Еще тогда АвтоВАЗ заявил, что в итоге у него должно остаться не более 20 крупных дилеров. В этом году завод перешел на одноуровневую систему продаж, оставив первичными получателями продукции лишь крупных и средних дилеров.

Одновременно требования к дилерам стали еще более высокими. Как рассказал Ъ Александр Вильевич, директор ООО "Атлантис на Отрадной" (дилер АвтоВАЗа в Екатеринбурге), обязательно наличие шоу-рума с площадью выставочного зала не менее 120 кв. м; дилер обязан купить у АвтоВАЗа фирменные пилоны с надписью "Лада" по 70 тыс. руб. за штуку. Дилеры, имеющие аттестацию на третью категорию, должны иметь один пилон; на первую категорию – три пилона. Кроме того, АвтоВАЗ требует, чтобы земля, на которой расположен центр, была в собственности дилера, шоу-рум должен находиться на первой линии домов у оживленной магистрали, на первом этаже.

По словам начальника управления ОАО АвтоВАЗ по организации работы дилерской сети Сергея Усенко, в этом году было расторгнуто 47 дилерских соглашений. Господин Усенко относится к этому спокойно, потому что "уходят слабые, а остаются сильные." По его оценке, строительство автоцентра, отвечающего требованиям АвтоВАЗа, обойдется дилеру примерно в 30 млн руб.: "Первоначальные расчетные затраты были гораздо выше, поэтому нам пришлось снимать некоторые требования". Менеджмент АвтоВАЗа не опасается, что бывшие дилеры уйдут к конкурентам – "так как требования АвтоВАЗа не выше стандартных условий солидных мировых автопроизводителей".

"Условия АвтоВАЗа выполнить труднее, чем иностранных автопроизводителей,– считает директор по маркетингу холдинга 'Автомир' Владимир Петров.– У АвтоВАЗа никогда не было стандартов, а потом он сразу выдвинул очень жесткие требования, даже в регионе требующие вложений минимум $2 млн". Чтобы отбить такие инвестиции за два-три года, дилер должен продавать не менее 400 автомобилей в месяц (дилерская маржа колеблется в пределах 2,5-6%). При этом, по словам Владимира Петрова, только крупный московский оператор может продавать с одной точки до 600 машин в месяц, в регионах же больше 150 автомобилей продать сложно. Поэтому большинство дилеров АвтоВАЗа вкладываются в строительство мультибрэндовых центров, где торгуют еще и иномарками.

Именно так поступили дилеры АвтоВАЗа, опрошенные Ъ, в Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, Омске, Казани, Волгограде и других городах. Но отказываться от контрактов с АвтоВАЗом они не собираются. "Свердловский авторынок уже поделен, и в данный момент у нас нет возможности стать дилером других производителей, таких как Toyota или Ford, хотя требования у них такие же, как у АвтоВАЗа",– сообщил Александр Вильевич. Евгений Сухих, замгендиректора "Автоцентр-Лада плюс" (Тюмень), считает требования АвтоВАЗа обоснованными – "иначе он не сможет выжить на рынке в условиях конкуренции с иномарками". С ним согласен Олег Елин, гендиректор компании "Авто-Родео" (Омск): "Время, когда автомобилями торговали на обочинах дорог, закончилось. Заводом-изготовитель делает все, чтобы избавиться от слабых игроков, и я с этим согласен".

НИКОЛАЙ Ъ-СЕМЕНОВ, Тольятти; ТАТЬЯНА Ъ-ШУШАКОВА, Екатеринбург; АННА Ъ-ГАДАЛИНА, Омск; ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА

КоммерсантЪ