17.10.2005

Разговор на повышенных ценах. Конфликт с дилерами грозит МТС оттоком клиентов



Как стало известно Ъ, компания МТС обнаружила на Северо-Западе целую армию так называемых некачественных абонентов, подключенных с декабря 2004 года по март 2005 года. Оператор выставил петербургским дилерам, подключившим этих абонентов, штрафы на сумму более $1 млн. Ответ со стороны дилеров последовал на прошлой неделе – практически все крупные салоны связи Петербурга повысили цену на комплекты "МТС-Джинс" в несколько раз. По оценкам экспертов, такие меры грозят падением продаж МТС в Северо-Западном регионе.

В начале этого месяца петербургский офис МТС выставил дилерским сетям штрафы за подключение "некачественных" абонентов в период с декабря 2004 года по март 2005 года. Всего дилеры должны вернуть оператору более $1 млн. Самые большие суммы МТС должны заплатить "Евросеть", "Связной" и Dixis – по сведениям участников рынка, их штрафы составят $450 тыс., $320 тыс. и $140 тыс. соответственно.
За каждого нового абонента, подключающегося по тарифам из линейки "Джинс", МТС платит сотовым дилерам вознаграждение в размере $11,9. Из этой суммы вычитается штраф, если абонент оказался "некачественным", то есть в течение шести месяцев после активации SIM-карты расторг контракт с оператором, не оплатив услуг на сумму дилерского вознаграждения.

В МТС не стали комментировать сумму выставленных штрафов, однако подтвердили, что несколько недель назад петербургский офис компании действительно выставил штрафы дилерам сразу за три месяца. В МТС также признали, что наложенные штрафы связаны с массовыми подключениями абонентов, которые происходили с декабря прошлого по март нынешнего года. "Эти штрафы и так были положены дилерам. Просто из-за какой-то задержки они были оформлены не помесячно, а все сразу. Но в целом дилеры должны были быть к этому готовы",– сообщил Ъ директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.

Наличие штрафных санкций официально признали не все опрошенные Ъ представители компаний. Например, глава "Евросети" Евгений Чичваркин заявил Ъ, что о петербургском инциденте ему ничего не известно. Те же дилеры, которые признают факт получения штрафов, говорят о том, что для них суммы, запрошенные МТС, были несущественны. "Действительно, мы получили от компании МТС требование вернуть определенную сумму за так называемых некачественных абонентов,– говорит руководитель службы по связям с общественностью компании Dixis Татьяна Москалева.– Однако на нашем бизнесе это никак не сказалось – сумма перерасчета оказалась не очень большой и была покрыта комиссией за августовские подключения".

В то же время реакция сотового рынка Санкт-Петербурга в корне отличается от официальных заявлений участников конфликта. "В августе–сентябре средняя стоимость комплекта 'МТС-Джинс' с $5 на счете составляла 70-90 рублей, а в некоторых салонах этот пакет продавался даже за 20 рублей,– говорит директор по маркетингу сети салонов 'Ультра' Дмитрий Карманов.– Сейчас эти же комплекты в подавляющем большинстве сетей стоят около 300 рублей". Действительно, вчера в петербургских салонах "Евросети", "Связного", "Телефорума" и "Цифрограда" комплект "МТС-Джинс" с $5 на счете стоил 300 рублей. По словам продавцов, повышение цен произошло всего несколько дней назад. Представители тех салонов, которые повысили цены, не смогли вчера пояснить Ъ причину повышения цен. "Я пока не могу сказать, с чем связано повышение цен в Санкт-Петербурге на комплекты 'МТС-Джинс'",– заявил вчера гендиректор сети салонов связи "Связной" Максим Ноготков.

Однако другие участники рынка указывают, что, повышая цены на комплекты МТС, дилеры выражают свое несогласие с наложенными штрафами. "За счет повышения цен дилеры хотят оказать давление на МТС",– считает Дмитрий Карманов. Механизм этого давления очевиден. Комплекты "Билайн" с $5 на счете во всех сотовых салонах Санкт-Петербурга стоят 150 рублей, а комплекты "МегаФона" с $10 на счете – 290 рублей. Таким образом, абонент, покупая эти контракты, все заплаченные деньги кладет себе на счет. В случае же с МТС ему на счет будет переходить лишь половина оплаченной суммы. Это отпугнет от МТС новых абонентов, считают эксперты. "МТС ежемесячно подключает в Санкт-Петербурге около 70 тыс. абонентов,– говорит Оксана Панкратова из iKS-Consulting.– Из них почти все – 'некачественные', то есть те, для кого цена комплекта имеет решающее значение. Получается, что конфликт МТС с дилерами будет приносить сотовой компании 'убытки' в виде почти 70 тыс. неподключенных абонентов ежемесячно. При этом другие операторы смогут прибавить этих абонентов к своей базе".

БОРИС Ъ-ГОРЛИН, Санкт-Петербург; ДМИТРИЙ Ъ-ЗАХАРОВ

КоммерсантЪ