Титул для Аркадия ГайдамакаАЛЕКСАНДР БИРМАН Полку экзотических российских медиамагнатов прибыло: как уже сообщал "Бизнес", на прошлой неделе газету "Московские новости" купил Аркадий Гайдамак. С именем этого бизнесмена связано немало загадочных историй. Возможно, поэтому он и решил теперь именоваться владельцем "Московских новостей". Появление в российской деловой хронике имени Аркадия Гайдамака до сих пор вызывало у журналистов серьезные затруднения. Биография этого человека, чье место рождения то ли Москва, то ли Бердичев, слишком богата на события. И для полноценного его представления не хватит и отдельной статьи. Невозможно в двух-трех предложениях объяснить, каким образом владелец Регионального банка развития и инвестиционной компании "Антанта-капитал" совсем недавно организовывал встречи президента АЛРОСА Александра Ничипорука с руководством государства Ангола. У непосвященного в перипетии гайдамаковской судьбы вызовет удивление, почему счета советника ангольского МИДа в марте этого года оказались заблокированы в израильском банке Hapoalim. Или почему автор книги "Русский ампир" стал президентом Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР)? Или как кавалер ордена Почетного Легиона мог в 1997 году структурировать сделку по cписанию $1,5 млрд ангольского долга России таким образом, что кредитор получил наличными лишь $160 млн? Или чем экс-председатель совета директоров банка "Российский кредит" провинился перед французскими властями, которые в 2000 году, обвинив Аркадия Гайдамака в незаконных поставках оружия в Анголу, выдали международный ордер на его арест? В итоге Гайдамак решил сам прийти на помощь журналистам, купив у олигарха с Украины Вадима Рабиновича "Московские новости". Это издание сегодня далеко не так влиятельно, как в конце 1980-х. Поэтому сама по себе как инструмент для улучшения репутации Гайдамака газета едва ли подходит - в стране вполне достаточно других СМИ, чтобы время от времени при необходимости напоминать публике о бурном прошлом нового владельца "Московских новостей". Но, возможно, именно последнее словосочетание и объясняет цель новой инвестиции Аркадия Гайдамака, который отныне, по его же собственному выражению, получил "публичный имидж владельца известного брэнда". Очевидно, Гайдамак рассчитывает на ту же метаморфозу в общественном восприятии, которая ранее произошла с его деловым партнером Романом Абрамовичем. После того как человек, которого в 1999 году называли не иначе как "казначеем семьи", стал губернатором Чукотки и купил футбольный клуб Chelsea, миллиарды Абрамовича принято подсчитывать, используя для обозначения бенефициара гораздо более нейтральные характеристики. Тем более что в эпоху покупки "Газпромом" "Сибнефти" (а не наоборот) эпитет "семейный" уже утратил былую остроту. Конечно, брэнд "Московские новости" стоит и "весит" намного дешевле, чем Chelsea и даже Чукотский автономный округ. Но он гораздо более "раскручен", нежели, например, "Нафта-Москва" Сулеймана Керимова. А ведь довольствуйся последний исключительно титулом покровителя звезд эстрады и балета, вряд ли ему удалось бы столь легко скупить 4,5% акций "Газпрома", обеспечив себе пропуск в клуб российских миллиардеров. Известные брэнды облегчают доступ к брэндам, еще более известным. Медиамагнатам многое позволено. Даже в России, если они лояльны власти. Деловая газета "Бизнес" |