20.10.2005

Грипп клюнул. H5N1 подлетает к Москве



Вчера российские власти официально уведомили Еврокомиссию о том, что всего в 220 км от Москвы, в Тульской области, зафиксирована вспышка высокопатогенного вируса птичьего гриппа (H5N1). Именно от этого штамма вируса летом пострадал ряд крупных птицефабрик в Сибири и на Урале. Если заболевание коснется промышленных предприятий Центрального региона, где производится треть отечественного мяса птицы, это будет иметь серьезные последствия для рынка: образуется дефицит и начнется импортозамещение российской продукции.

Как сказано в письме, поступившем в Роспотребнадзор от Всероссийского научно-исследовательского института защиты животных (Владимир), "наиболее вероятная причина заболевания птицы в деревне Яндовка Ефремовского района Тульской области – заражение вирусом птичьего гриппа (H5N1)". Первая информация о гибели птицы в личных хозяйствах деревни Яндовка поступила 14 октября: на одном из личных подворий погибли 130 кур. Через три дня погибших птиц уже насчитывалось около 300 – случаи массового падежа были зарегистрированы на шести подворьях.

Как заявила главный санитарный врач Тульской области Лидия Шишкина, исследования еще продолжаются и окончательный диагноз будет поставлен в ближайшие дни. Но власти уже начали готовиться к худшему. По словам госпожи Шишкиной, "будет уничтожена вся домашняя птица в Яндовке", где насчитывается около трех тысяч голов. Жителям деревни потери будут компенсированы. По словам замгубернатора Тульской области по АПК Александра Ткаченко, в областной администрации принято решение выплачивать по 100 руб. за курицу, по 200 рублей за утку и 300 руб.– за гуся.

Погибшую птицу решено утилизировать прямо в деревне. Сама Яндовка находится сейчас на карантине. При въезде и выезде из деревни в обязательном порядке дезинфицируют обувь у людей и колеса автотранспорта. Тульские власти уверяют, что за пределы Ефремовского района инфекция не выйдет.

Аналогичной позиции придерживаются и федеральные чиновники. "Не стоит драматизировать ситуацию,– заявил вчера министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев,– ситуация с распространением птичьего гриппа находится под контролем". Напомним, схожие заявления власти делали летом этого года при выявлении заболевания в Новосибирской области. Однако тогда локализовать птичий грипп так и не удалось: впоследствии вирус птичьего гриппа был выявлен в Омской, Тюменской и Курганской областях, а также Алтайском крае. В результате некоторые фабрики были закрыты на карантин (в том числе и крупнейшие в Сибири "Тюменский бройлер" и "Боровская"). По данным Минсельхоза, всего тогда было уничтожено более 113 тыс. птиц, правда, большая часть из них – в частных хозяйствах.

Между тем, если птичий грипп коснется промышленных предприятий Тульской области и распространится на прилегающие регионы (в первую очередь Орловскую и Липецкую область, где находятся крупнейшие птицефабрики), это грозит катастрофическими последствиями для отечественной птицеводческой отрасли. В Центральном федеральном округе, по данным Росстата, выпускается чуть более 32% всего российского мяса птицы (всего в прошлом году, по официальным данным, было произведено около 980 тыс. тонн мяса птицы). При этом концентрация производства, в отличие от Сибири, очень велика. Так, например, только в Московской области сейчас работает более тридцати птицефабрик. Если распространение заболевания примет необратимый характер, фабрики придется закрыть на карантин, а всю птицу уничтожить, что грозит дефицитом мяса птицы на рынке. Тем более что восполнить потери за счет импорта будет непросто: объем ввоза этого товара в Россию ограничен квотой в 1,05 млн тонн в год, а сверхквотные поставки запрещены.

Однако даже если властям удастся локализовать очаг заболевания, российские птицеводы все равно понесут потери за счет сокращения спроса на отечественное мясо птицы и роста продаж импортной продукции. "Когда появилась первая информация о птичьем гриппе в Новосибирской области, продажи крупных российских птицеводческих предприятий сократились втрое. Спад объемов реализации можно ожидать и после сообщения о заболевании в Туле",– говорит гендиректор компании "Центрптицепром" Николай Хаустов. С ним соглашаются и крупные импортеры. "По опыту Новосибирска могу сказать, что первая реакция населения на известие о птичьем гриппе – шок, следствием которого является резкое сокращение потребления отечественного мяса и рост спроса на импорт",– отмечает глава "Фуд Трейд Групп" Евгений Коган.

Российские птицеводы, впрочем, считают, что импортеры сознательно драматизируют ситуацию. "Ситуация в Туле вряд ли усугубится,– говорит председатель совета директоров АО 'Моссельпром' Сергей Лисовский.– Ее нагнетание выгодно нашим конкурентам-импортерам. Увидев сильную конкуренцию со стороны российских производителей, они начали бороться, в том числе дискредитируя российское мясо".

ЕЛЕНА Ъ-ШУЛЕПОВА, Тула; ЮЛИЯ Ъ-ОСИПОВА, ТАТЬЯНА Ъ-ШУШАКОВА

КоммерсантЪ