«Евросеть» возвращает на рынок «Техмаркет»
ПЕТР МИРОНЕНКО
Крупнейший сотовый ритейлер России корректирует стратегию развития. Вчера "Евросеть" объявила о запуске франчайзинговой программы. Правда, продавать франшизу компания будет не под брэндом "Евросеть", а под маркой недавно приобретенной сети "Техмаркет". Эксперты разошлись в оценке перспектив проекта.
До вчерашнего дня "Евросеть" отрицала свой интерес к развитию по франчайзинговой схеме, предпочитая открывать салоны самостоятельно. Однако вчера президент компании Элдар Разроев объявил о запуске именно франчайзингового проекта.
По его словам, проект стартует в начале 2006 года. По условиям франшизы, "Евросеть" предоставит партнерам 100процентные товарные кредиты, закупочные цены по прайс-листу производителя, доставку и растаможку товаров, логистику, маркетинговый бюджет и возможность пользоваться учебным центром. Первые полгода франчайзи будут платить символический 1 евро, размер дальнейших роялти "Евросеть" не раскрывает.
Вчерашнее заявление компании удивило рынок. Возможно, "Евросеть" просто увидела, как динамично развиваются другие франчайзинговые сети - Divizion и "Цифроград", предполагает Сергей Савин из J'Son & Partners. Напомним, примерно за год Divizion открыл 337 салонов, "Цифроград" - около 800. "Конечно, "Евросеть" стартует позже, но, возможно, это как раз поможет ей избежать ошибок конкурентов",- рассуждает Савин. Аналитик ACM Consulting Антон Погребинский предполагает, что решение "Евросети" продать франшизу могло быть связано с атакой на сотовый рынок со стороны Федеральной таможенной службы. "Возможно, в условиях нестабильного рынка компания решила перестраховаться и использовать более дешевый способ развития",- размышляет он. А топ-менеджер крупной сети салонов сотовой связи предполагает, что франчайзинговый проект "Евросети" - лишь способ скупки региональных сетей. "Сначала они поставят их в зависимость от своих поставок, а потом выкупят",- предполагает собеседник "Бизнеса".
Для запуска франчайзингового проекта "Евросеть" решила использовать брэнд приобретенной в начале августа сети "Техмаркет". И это также новый поворот: в момент ее покупки "Евросеть" говорила о намерении провести ребрэндинг всех салонов сети; сейчас совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин заявляет, что "мы купили брэнд и нам его жалко хоронить". "Те салоны "Техмаркета", рядом с которыми нет "Евросети", будут ребрэндированы, те, с которыми мы рядом, останутся под старой маркой,- пояснил Чичваркин "Бизнесу".- "Техмаркетами" по франшизе будем заходить в те регионы, куда не удавалось выйти самостоятельно". Что касается франшизы именно "Евросети", то, как уверяет он, "ее мы не будем продавать никогда".
За 2006 год "Евросеть" надеется открыть около 1 тыс. салонов под брэндом "Техмаркет". При этом франчайзинговые салоны будут позиционироваться в несколько более высокой ценовой категории, чем "Евросеть": обновленная сеть "Техмаркет" будет ориентирована на покупателей с доходами чуть выше среднего и иметь расширенный ассортимент.
Эксперты разошлись в оценках перспектив возвращения брэнда "Техмаркет" на рынок сотового ритейла. Руководитель пресс-службы сети Divizion Очир Манджиков, например, удивлен тем, что "Евросеть" решила развивать франчайзинговый проект именно под этой маркой. "Марка может вызвать у потенциальных франчайзи негативные ассоциации с компанией, которая была продана из-за финансовых проблем",- рассуждает Манджиков. Другой точки зрения придерживается Сергей Савин: "Логично, что они решили оставить "Техмаркет", это действительно хороший способ зацепить несвойственную "Евросети" аудиторию". А гендиректор сети "Цифроград" Владимир Пляко полагает, что у "Евросети" могут возникнуть проблемы с развитием "Техмаркета": ""Евросеть" будет постоянно сталкиваться с конфликтом интересов, распределяя дефицитный товар и рекламные ресурсы между собственной сетью и франчайзи".
ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЕВРОСЕТЬ» - крупнейшая сеть салонов связи в России, основана в 1997 году. На паритетных началах компанией владеют председатель совета директоров Евгений Чичваркин и его партнер Тимур Артемьев. «Евросеть» управляет более чем 2400 магазинов в России и на Украине; по собственным оценкам, контролирует более 30% российского рынка сотовых телефонов. Помимо мобильных телефонов сеть торгует цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT и персональными аудиоаксессуарами. В 2004 году оборот компании составил $968,2 млн, прогноз на 2005-й - более $2 млрд.
Деловая газета "Бизнес"