24.10.2005

Эта музыка будет вечной



ИВАН МАЦАРСКИЙ

24 октября 1986 года в Лондоне был открыт крупнейший в мире магазин грампластинок. Принадлежащий американской компании Tower Records магазин еще больше подхлестнул конкуренцию на бурном музыкальном рынке Британии.
Великобритания в 20 веке была законодательницей мод в музыкальном бизнесе.
И пусть наибольшую известность и миллионные гонорары исполнители получали в Новом Свете, мировое признание любого музыканта или группы было невозможно без успеха на Туманном Альбионе. Самой известной и скандальной сетью магазинов грампластинок с 1970-х годов была сеть Virgin.
Ее владелец Ричард Брэнсон сделал себе имя и миллионное состояние на волне популярности рок-музыки. Брэнсон, который не мог добиться успеха в учебе из-за дислексии - болезни, при которой человек не может адекватно складывать буквы в слова,- достиг невероятного успеха в бизнесе. В 1971 году он открыл свой первый музыкальный магазин на Оксфордстрит в Лондоне. До этого Брэнсон занимался продажей пластинок по почте, поскольку не мог платить арендную плату за помещение. За первый магазин Virgin он также не заплатил ни пенса: каким-то образом ему удалось уговорить владельца обувного магазина сдать ему часть помещения бесплатно. Видимо, тот рассчитывал, что люди, пришедшие за новыми дисками, заодно прикупят себе пару обуви.
Название магазина - Virgin (девственница), которое Брэнсон вывесил на одной из главных улиц Лондона, шокировало не только хозяина обувной лавки, но и жителей столицы. В стремлении удовлетворить свое любопытство они выстроились в огромную очередь, чтобы взглянуть, что же продается в заведении под такой вывеской. Внутри их ждал молодой Брэнсон, который за словом в карман не лез, и никто из посетителей не остался без покупки. За один день начинающий предприниматель обогатился, а обуви было продано всего четыре пары.
До 1986 у Virgin был только один крупный конкурент - магазины HMV, которые существовали с 1929 года. Сложившаяся ситуация устраивала обе компании, поскольку они имели несколько разную направленность - HMV специализировалась на более классической музыке. Однако спокойствие было нарушено с приходом Tower Records, американской компании, которая, несмотряна присущую британцам нелюбовь к выскочкам из Нового Света, открыла самый крупный в мире магазин грампластинок, который еще и стал одним из символов Лондона. Однако вскоре оказалось, что объемы продаж у британских сетей не только не уменьшились, но и, наоборот, увеличивались вместе с ростом музыкального рынка, несмотря на приход нового конкурента.
Даже учитывая успех онлайновых магазинов, музыкальные сети в Британии попрежнему не остаются без клиентов. Более того, британские меломаны - самые активные в мире. Так, недавние исследования показали, что средний житель Соединенного Королевства тратит за свою жизнь на музыку 21 тыс. фунтов стерлингов, а самые активные расстаются с 44 тыс. Этот средний британец владеет музыкальным оборудованием стоимостью около 891 фунта стерлингов и ежегодно тратит еще 345 на приобретение дисков и походы на концерты. Так что на бурном рынке звукозаписи еще остается место для рекордов.



Деловая газета "Бизнес"