В ОСАГО останется 10-15 страховщиковАЛЕКСАНДР КАДУШИН Автострахование остается самым крупным и динамично развивающимся сектором рынка страхования частных лиц. В 2004 году сборы по автострахованию составили, по разным оценкам, $2,9-$3,1 млрд. Рынок продолжит развиваться высокими темпами - к 2010 году, благодаря росту автопарка и развитию автокредитования, сборы страховщиков могут вырасти до $12,2 млрд. Вначале был Госстрах Автострахование стало первым популярным видом страховой защиты в России. Полис можно было купить и в советские времена, когда на весь СССР единственным страховщиком был Госстрах. Однако этот вид страхования не пользовался большой популярностью. "Тогда рынок жил за счет имущественного и накопительного страхования, машин было немного, поэтому этот сегмент не развивался",- рассказывает заместитель гендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. Рынок страхования автомобилей начал формироваться в начале 1990-х, когда появились первые некоммерческие страховщики, а автопарк стал расти быстрее за счет иномарок. Выросшее, как следствие, количество аварий на дорогах и случаев угона заставляло автовладельцев задумываться о страховании. Именно на страховании автомобилей поднялась одна из первых негосударственных компаний - АСКО, которая смогла составить конкуренцию "Росгосстраху". Но основная масса страховщиков побоялась выходить на этот рынок, поскольку считала его очень рискованным. "Тогда не было достаточной инфраструктуры и денег для ее развития",- рассказывает гендиректор компании "Стандартрезерв" Виктор Юн. По его словам, несколько лет спустя страховщики, заработавшие первые средства на схемах и кэптивном страховании, стали смотреть на этот рынок как на более перспективный. Для многих из них автострахование оказалось чересчур сложным. В середине 1990-х, вслед за первым подъемом, начались и первые крахи страховщиков. На автостраховании разорились, например, НАЛКО, АСКО, "Народный резерв", "Континент-полис". "Первые банкротства здорово напугали других страховщиков и их клиентов",- вспоминает Иванов. Тем не менее сейчас это самый динамичный рынок. По данным консалтинговой компании Princeton Partners Group (PPG), c 2002 по 2004 годы рынок автострахования вырос почти в пять раз- с $0,6 млрд до $2,9 млрд, что соответствует среднегодовому темпу роста в 123%. ОСАГО помогло Ключевую роль в быстром росте автострахования в последние два года сыграло введение 1 июля 2003 года обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Иванов считает, что введение ОСАГО стало переломным моментом и послужило новым стимулом к развитию рынка. "Во многих компаниях доля автострахования увеличилась, многие просто перепрофилировались, и этот бизнес стал для них доминирующим",- говорит он. Напротив, член правления и директор по маркетингу и поддержке клиентов компании "АльфаСтрахование" Евгений Белобородов убежден, что ОСАГО не сильно повлияло на рынок. Тем не менее за первый полный год действия закона, с июля 2003 года по июль 2004, по данным Российского союза страховщиков (РСА), компании собрали по этому виду страхования $1,76 млрд, что значительно превысило прогнозы аналитиков. По информации РСА, в 2004 году было продано 26,2 млн полисов, что примерно на 2 млн превышает количество автопарка легковых автомобилей в стране. Введение ОСАГО сформировало новый рынок массового страхования и привело к страховщикам автовладельцев, большая часть которых ранее не имела опыта страхования. По словам начальника отдела развития бизнеса "Ренессанс Страхования" Дмитрия Пионтковского, это помогло продемонстрировать работу страховых компаний большему количеству людей и послужило стимулом к продажам других видов страхования. В связи с введением ОСАГО эксперты прогнозировали снижение интереса к добровольным видам автострахования. Однако прогнозы не оправдались. По оценкам аналитиков из Объединенной финансовой группы (ОФГ), именно страхование каско автомобилей стало в 2004 году лидирующим сегментом открытого (без схем и кэптивных взносов) рынка страховых услуг: взносы по этому виду страхования прибавили 74% по сравнению с предыдущим годом. Если в 2002 году сборы по каско составили $590 млн, в 2004 они достигли $1,3 млрд. По оценкам ОФГ, средний годовой прирост страхования каско составил в 2001-2004 годах 88%. Белобородов оценивает рост добровольного автострахования в 40% в год. Но даже при этом он считает, что ни один другой сегмент не показывает таких результатов. "Оказалось, что введение "автогражданки" только послужило дополнительным стимулом к развитию каско",- заключает Юн. Тарифы растут Спрос на автострахование разогревает рынок - страховщики корректируют тарифы в сторону повышения. Тарифы пересматриваются не реже, чем раз в год, и меняются они в зависимости от роста цен на ремонт, инфляции и числа угонов автомобилей. Иванов шутит, что в 1990-х не было ни одного джипа "Чероки", не побывавшего в угоне. Не так давно, по его словам, самой популярной у воров была "Шевроле-Нива". "Сейчас у преступников в почете седаны "Хонда", поэтому мы вынуждены повышать тариф",- добавляет он. В страховом доме ВСК, по утверждению руководителя департамента страхования транспортных средств Владимира Антипова, корректировка тарифной сетки происходит дискретно. "Мы проводим мониторинг собранного портфеля, соответственно корректируется политика компании",- говорит он. Юн отметил, что в компании "Стандарт-резерв" тарифы пересматривались только вверх. "Потому что инфляция опережает рост цен на машину. Если раньше тарифа в 5% хватало на то, чтобы купить запчасти, краску и заплатить за работу, то сейчас те же работы стоят в полтора раза дороже, а стоимость машины остается прежней",- объясняет он. По словам Белобородова, в "АльфаСтраховании" тарифы растут постоянно. "Связано это главным образом с тем, что компании научились реально считать убыточность. Мы определяем тариф из расчета, насколько убыточна та или иная марка, тот или иной клиент",- говорит он. По утверждениям страховщиков, встречаются и случаи понижения тарифов - если компания пытается захватить определенный сегмент рынка, например, страхования новых автомобилей определенной марки. До $12,2 млрд к 2010 году Из двух сегментов автострахования - добровольного каско и ОСАГО - первый, по мнению аналитиков, обладает наибольшим потенциалом роста в ближайшие пять лет. Рынок ОСАГО сегодня достиг 80-90% насыщения - большая часть автолюбителей застраховала свою ответственность. Поэтому рост "автогражданки" будет определяться в первую очередь динамикой обновления автопарка, которая составляет в среднем 6% в год, и, по мнению аналитиков из PPG, к 2010 году составит около $2,4 млрд, что соответствует 5-10% среднегодового роста. Это станет возможным благодаря росту числа автомобилей в России. По оценкам PPG, количество легковых автомобилей за пять лет увеличится с 24,5 млн до 34 млн. Аналитики из ОФГ, впрочем, не исключают, что после 2008-2009 годов рынок обязательной "автогражданки" ждет стремительный рост из-за либерализации цен на ОСАГО. В этом случае сборы по ОСАГО увеличатся до $5,2 млрд. Все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время следует ожидать существенных изменений в убыточности ОСАГО. Руководитель департамента стратегического маркетинга компании "Росгосстрах" Алексей Зубец оценивает убыточность ОСАГО в 65%. "Этот показатель будет только расти минимум до 75%",- уверен он. Результатом роста убыточности может стать разорение мелких компаний. По мнению Юна, ОСАГО будет способствовать "вымыванию" с рынка несостоятельных компаний. В результате рынок ОСАГО, по оценкам PPG, консолидируется вокруг 10-15 крупнейших страховщиков. Рост и качественное улучшение автопарка будут способствовать увеличению сборов по добровольным видам автострахования. Этому должно помочь развитие автокредитования. Сегодня около 20% автомобилей приобретают в кредит, а по оценке PPG, в течение ближайших пяти лет может быть выдано кредитов на покупку 4,5 млн машин. Таким образом, к 2010 году доля кредитных автомобилей может возрасти до 50%. "С развитием автокредитования, которое без покупки ОСАГО и каско невозможно, начнется увеличение доли импортных машин, как следствие - резкое увеличение рынка добровольного автострахования",- отметил Виктор Юн. Алексей Зубец убежден, что требования банка застраховать кредитуемый автомобиль ни при чем. "В основном играет роль личное желание автовладельцев защититься от рисков, а не политика банка",- считает он. Результатом должен стать рост сборов по добровольному автострахованию с $1,3 млрд по итогам 2004 года до $5,3 млрд к 2010. Это - прогноз PPG, который соответствует среднегодовому приросту в 26%. Он совпадает с оценками "АльфаСтрахования". "По нашим подсчетам, рынок автострахования без учета ОСАГО к 2010 году составит около $4,5-5 млрд",- говорит Белобородов. Аналитики ОФГ смотрят на рынок оптимистичнее, прогнозируя к 2010 году объем сборов по каско в $7,0 млрд. Деловая газета "Бизнес" |