Украина. СТБ вызвал бурю в лицензии. Заявив о тендере на рекламное обслуживание в регионахВчера Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания обвинил телеканал СТБ в нарушении закона Украины "О телевидении и радиовещании" и условий лицензии, объявив тендер на рекламное размещение в региональном эфире. По мнению экспертов, действия Нацсовета вызовут сильное противодействие со стороны телеканалов. По данным Всеукраинской рекламной коалиции, рынок телерекламы в 2004 году составил $165 млн, из которых, по оценкам экспертов, на региональную телерекламу пришлось $14 млн. В 2005 году региональную рекламу размещали пять украинских телеканалов – "Интер", "Новый канал", СТБ, ТЕТ и НТН. ЗАО "Международный медиацентр СТБ" вещает на 85% территории Украины. По данным исследовательской компании GFK-USM, средняя аудитория телеканала за девять месяцев 2005 года составила 5,31% от общего числа телезрителей. Доля телеканала на рынке телерекламы составляет около 3,5%, что оценивается в $8 млн. Вчера Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания направил официальное письмо руководству компании ЗАО "Международный медиацентр СТБ", в котором назвал незаконным объявление тендера на право продажи рекламного времени в региональных блоках телеканала в 2006 году. По мнению Нацсовета, продажа региональной рекламы национальными телекомпаниями противоречит закону Украины "О телевидении и радиовещании" и условиям лицензии телеканала. Как сообщал Ъ (см. номер от 26 октября), 25 октября общенациональный телеканал СТБ официально объявил о проведении тендера среди рекламных агентств, работающих в одной или нескольких областях Украины (кроме Киевской области), на эксклюзивное право продажи рекламного времени в региональных блоках телеканала в 2006 году. Как заявил Ъ глава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Виталий Шевченко, согласно законодательству и условиям лицензии на вещание телеканала, для размещения региональной рекламы телеканал должен иметь лицензию в каждой из областей. "Национальный телеканал имеет единую лицензию, и поэтому размещение рекламы также должно быть национальным,– утверждает господин Шевченко.– Кроме того, это уничтожает региональный рынок телерекламы, так как местные и региональные телеканалы находятся в разных условиях". По словам господина Шевченко, Нацсовет ожидает официального ответа телеканала. В случае, если нарушения не прекратятся, Нацсовет уполномочен применить санкции вплоть до приостановки действия лицензии телеканала сроком до двух месяцев. Нацсовет также планирует провести проверку других телеканалов. Телеканал в свою очередь утверждает, что закон не нарушал. Как заявила Ъ директор отдела продвижения телеканала СТБ Виктория Волонтырец, телеканал "действует в рамках закона и условий лицензии, просто данный вопрос законодательно не урегулирован. Такие же обвинения можно предъявить другим телеканалам". Однако, как полагают эксперты, повод для претензий к рекламной политике канала у Нацсовета был. "Этот вопрос действительно очень серьезен, у Нацсовета есть формальный повод обвинить СТБ,– считает генеральный директор рекламной компании 'Приоритет' Вячеслав Булавин,– однако действующее законодательство позволяет оформить сделки таким образом, чтобы избежать претензий. Вероятно, СТБ этого не сделал". Любопытно, что региональную рекламу на Украине размещают еще четыре телеканала, однако к ним претензии пока не предъявляются. Как заявил Ъ член общественного совета при Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания Виктор Тимофиенко, инициировавший обращение к телеканалу, это проблема "не сегодняшняя", просто раньше "Нацсовет закрывал на это глаза. СТБ объявил о региональных продажах слишком публично". По мнению участников рынка, возможные санкции Нацсовета вызовут сильное противодействие со стороны телеканалов. "Регулирование рынка телерекламы вообще не в компетенции Нацсовета",– утверждает исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Екатерина Котенко. "В случае, если действия Нацсовета составят реальную угрозу телеканалам, мы начнем диалог по этому вопросу,– говорит президент телеканала ТЕТ Григорий Тычина.– Однако не думаю, что Нацсовет будет действовать по формальным признакам. В последние месяцы напряжение между телеканалами и госорганом значительно ослабло". Ъ будет следить за развитием событий. АНТОН Ъ-ОНУФРИЕНКО КоммерсантЪ - Украина |