Бутики одолели. Почему Москва не умеет торговать промышленными товарамиОЛЬГА ГОРЕЛИК Современный торговый центр успешно работает только тогда, когда у него есть четкая, продуманная концепция. Но проблема в том, что у большинства владельцев торговых сетей ясного понимания, что и как надо продавать, нет. Поэтому в некоторых мраморно-зеркальных, светлых залах покупатель – редкий гость. О том, какие магазины нужны сейчас столице и стране, говорили на днях эксперты, проводящие ежегодный рейтинг торговых центров России. В Москве сейчас работает около сотни крупных торговых комплексов. Ежегодно открываются еще 10–15. Однако все чаще городские власти признают: очередной старт не удался. Чтобы свести провалы к минимуму, бизнес-сообщество проводит рейтингование участников этого рынка. Рейтинг торговых центров России-2005 оценивает магазины и молы по нескольким параметрам: внешний вид, качество ассортимента и обслуживания. И хотя его результаты будут объявлены 8 декабря 2005 года, специалисты уже обобщили основные проблемы российской и, в частности, московской торговли. То, что в просторных и красивых магазинах зачастую нет покупателей, по их мнению, следствие того, что менеджмент не озаботился концепцией бизнеса, главным образом ассортиментной. «Сейчас налицо картина, когда в погоне за количеством забыли о качестве работы, – убежден замруководителя департамента потребительского рынка правительства Москвы Анатолий Кочетков. – В первую очередь это касается качества продовольственных товаров: практически в любой торговой сети можно найти просроченные продукты, большинство магазинов не имеет необходимого оборудования для проверки качества товаров». По словам чиновника, у города практически нет претензий только к сети Metro. Больше всего жалоб от москвичей поступает на турецкий «Рамстор», российскую «Пятерочку» и французский «Ашан». Г-н Кочетков рассказал, что он сам лично видел в одном из магазинов французского ритейлера груду гнилых фруктов. «На замечание о том, что во Франции вы себе такого бы не позволили, я получил ответ: «Мы же не во Франции»,– возмущается чиновник. Что же касается «Пятерочки», то даже выполнение ею важной социальной функции дешевого дискаунтера магазин не спасает – «настолько много жалоб от потребителей на качество товаров», – резюмировал г-н Кочетков. Другая проблема московских торговых центров – фальсифицированная продукция. «Владельцы магазинов думают, что вся ответственность за подлинность товара лежит на поставщиках, но это не так, мы будем создавать проблемы и тем, и другим», – пригрозил Анатолий Кочетков. А еще, как выяснилось, в столице очень мало полноценных промтоварных магазинов. В этой сфере, в отличие от продовольственной торговли, которая все же движется к европейским стандартам, у нас еще непаханое поле. В России подавляющее большинство торговых центров поделены на бутики, поэтому, к примеру, чтобы обновить гардероб, нужно потратить часы, а то и дни. В Европе же рынок промтоварной торговли развивается иначе: в сегменте массовых продаж магазины работают по принципу продуктовых, когда под одной крышей можно купить себе все необходимое – от кастрюли до телевизора и вечернего платья. «Нам необходимы такие сети, как Kaufhof в Германии и Marks&Spencer в Британии», – уверен генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов. Среди российских магазинов, работающих по сходной модели, эксперты назвали лишь универмаг «Первомайский» и «Ашан», который тоже пытается обеспечить потребности россиян в этой нише. Чиновники пообещали также поощрять бизнесменов, открывающих не просто торговые, а торгово-развлекательные центры с видеозалами, кегельбанами, фитнес-центрами, детскими уголками. «Особенно, если они будут располагаться в спальных районах», – уточнил Анатолий Кочетков. Обещана поддержка и модному на Западе веянию строить торгово-гостиничные центры. «Малые формы» торговли в Москве тоже будут развивать. Это касается в первую очередь так называемых магазинов шаговой доступности. А еще город не собирается пока трогать рынки, преобразованные в торговые центры. «Хотя качество обслуживания и внешний вид этих объектов часто не соответствуют нормам, но населению они нужны, – констатировал г-н Кочетков. – Мы уже имеем опыт, когда вместо одного закрытого рынка мы получали десятки маленьких, и контролировать их было уже гораздо сложнее. Преобразовывать бывшие рынки в торговые центры высокого класса также не имеет смысла. Возьмите Тишинский рынок, на месте которого возник торговый центр с мрамором, освещением и зеркалами, – там практически нет покупателей, потому что бывшим клиентам рынка цены в магазинах нового ТЦ оказались не по карману». В целом, как полагают специалисты, потенциал российского рынка розничной торговли очень высок. Ведь даже при том, что, по оценкам Александра Борисова, объем рынка в 2005 году будет равен 220–230 млрд. долларов, это лишь половина европейского уровня. А международное консалтинговое агентство AT Kerny уже несколько лет ставит Россию в первую тройку рейтинга привлекательности по инвестициям в торговлю. Новые Известия |