АвтоВАЗ ждет перемен. После ухода Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров АвтоВАЗа рынок находится в ожидании серьезных переменРОМАН ГУЛЯЕВ АЛАН ХУРУМОВ Участники рынка и аналитики обсуждают возможные сценарии развития ситуации на крупнейшем российском автозаводе, сходясь во мнении, что в структуре акционерного капитала могут произойти серьезные изменения. А в числе возможного преемника Каданникова, который будет назван 22 декабря, называют вазовского вице-президента Михаила Москалева, сторонних менеджеров, а также креатуру государства или группы СОК. По поводу причин ухода Каданникова со своего поста участники рынка называют три версии. Во-первых, это возможный переход права собственности на автовазовский пакет акций к структурам группы СОК. "Они были у нас, говорили, что их интересует любой бизнес, связанный с автомобилями и автокомпонентами",- говорит представитель одной из инвесткомпаний, пожелавший остаться неназванным. Источник отметил, что, по его данным, СОК уже купил эти акции. Однако на АвтоВАЗе это отрицают, утверждая, что структура собственности компании не претерпела изменений. Второй причиной ухода аналитики называют возможный переход пакета АвтоВАЗа в госсобственность. Доля государства в АвтоВАЗе составляет всего 1,4682%, но она может и вырасти, прогнозирует аналитик ИК "Центр Инвест" Геннадий Суханов. Он считает, что реприватизация автопрома возможна на базе Внешторгбанка, который уже владеет 17% акций КамАЗа. Внешторгбанк эту версию не комментирует. Глава службы по связям с общественностью Внешторгбанка Татьяна Голодец сообщила только, что сейчас банк не имеет доли в АвтоВАЗе. Третья версия - желание уйти непобежденным. "Сейчас АвтоВАЗ себя чувствует более или менее нормально, но прогноз на ближайшие два года не столь утешительный - ВАЗ испытывает серьезную конкуренцию со стороны иномарок",- говорит аналитик ИК "Регион" Евгений Шаго. Он считает, что Каданников нашел благоприятный момент для ухода. "Вероятно, Каданников понял, что в следующем году ВАЗу придется принимать непопулярные решения, связанные с серьезными сокращениями персонала и оптимизацией расходов",- говорит представитель одного из отечественных автохолдингов. Он предполагает, что Каданников в принципе не хотел идти на такие действия- серьезная реорганизация на ВАЗе никогда не проводилась. Наконец, существует версия, что Каданников подал в отставку после заседания совета директоров, где было отклонено "последнее и лучшее предложение" концерна General Motors по поводу совместного проекта по заводу двигателей и трансмиссий. Ряд участников рынка считают, что именно из-за этой неудачи Каданников, один из главных лоббистов сотрудничества с GM, подал в отставку. Аналитики, впрочем, отвергают эту версию. "Каданников столько лет проработал на заводе, что из-за такой мелочи, как СП, не стал бы уходить",- считает Шаго. "GM и АвтоВАЗ потеряли интерес друг к другу после начала работы СП по производству автомобилей",- говорит Суханов. По его словам, для ВАЗа проблемой оказалось удовлетворить требования GM по качеству, а у GM есть сложности на основном рынке - американском, поэтому концерну сейчас не до российских дел. Вопрос о преемнике Каданникова официально будет решен 22 декабря на собрании акционеров. Участники рынка воздерживаются от комментариев, кто может стать новым председателем совета директоров АвтоВАЗа, как минимум до публикации списка кандидатов в новый совет директоров. Сторонники версии о переходе завода под крыло группы СОК считают, что главой станет близкий к группе топ-менеджер - называются кандидатуры Михаила Добындо (гендиректора "Иж-Авто") и Александра Соловьева (гендиректора группы СОК). Также возможным считается назначение "человека Кремля" или менеджера со стороны, имеющего опыт работы в автопроме. Из собственно вазовских кадров место председателя совета директоров прочат прежде всего вице-президенту по стратегическому и корпоративному управлению Михаилу Москалеву. Он успешно проявил себя во взаимоотношениях с инвесторами, вывел предприятие на рынки публичных заимствований и, по мнению источников, заслуживает повышения. "Акции предприятия резко выросли в цене, потому что рынок ждет нового молодого энергичного менеджера",- считает Евгений Шаго. Деловая газета "Бизнес" |