01.11.2005

Собака на сене. Посреди цифрового разгула последних лет печатные книги пока держатся молодцом



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Посреди цифрового разгула последних лет, подминающего под себя привычные способы потребления информации, печатные книги пока держатся молодцом.
Они все еще популярны, хотя есть аудиокниги и eBook, а в Рунете текстовый файл почти с любой книгой легко достать бесплатно.
За рубежом проектов, подобных lib.ru, просто нет, но в последнее время книгоиздатели поднимают много шума вокруг точек соприкосновения книг и интернета. Началось все с проекта Google Print по поиску среди оцифрованных книг из нескольких крупнейших библиотек. Американские издатели быстро выступили с протестом против этой инициативы, посчитав ее нарушением своих прав. Google согласилась исключить книги, ставшие камнем преткновения, из поиска, но попросила перечислить их все поименно. Издатели в США снова подняли шум, который до сих пор ни во что конкретное не вылился.
В Европе реакция на Google Print была более спокойной.
Некоторые крупные издательства согласились сотрудничать с гигантом поиска, взамен на часть денег, которые Google должна получать от проектов, связанных с этим поиском по книгам. Но буквально на днях группа немецких издателей решила делать свою собственную, альтернативную Google базу книг с поиском, соответственно, желая ограничить или запретить индексирование этих изданий мировому поисковому гиганту.
Получается, что издатели в Германии решили создать свою маленькую Google Print вокруг немецких книг, контролировать и развивать его самостоятельно. Все эти издательские дома играют большую роль на книжном рынке, но они никто в интернете. Даже если предположить, что в проект будут вложены большие бюджеты на развитие, в течение ближайших лет он вряд ли сможет конкурировать с Google по популярности. При этом такой шаг помешает Google полноценно развить свой проект в Германии: если в базу данных не попадут многие книги, она будет банально ущербной. То есть издатели, судя по всему, пошли на принцип "ни себе, ни людям", и их маленькая Google Print должна выполнять исключительно охранную функцию. Они боятся потерять контроль над своими изданиями, до конца не разобравшись в сути проекта Google, боятся, что люди станут меньше покупать печатные книги, если даже частично их тексты будут общедоступны в Сети. А ведь речь не идет о полном доступе к книгам, защищенным авторским правом. В подобных случаях Google намерена предоставлять только оглавление и небольшие фрагменты текста для ознакомления. Если издатели хотят и это запретить, они должны продавать все свои книги запечатанными в пластик. Но в немецких магазинах обычно есть даже небольшие читальные залы, дабы можно было спокойно полистать книжку и понять, нужна ли она. И никого это не смущает.
Получается, что страх перед Google Print происходит от банального непонимания - сущности ли интернета в целом, данного ли проекта в частности.
В России, где в Сети можно найти бесплатно почти любую книгу, отпечатанные экземпляры тех же книг нормально продаются. Их покупают даже люди, целиком прочитавшие книжку на компьютере. Просто потому, что существует понятие удобства и наравне с ним - желание поставить книгу на полку. А значит, только косная сила привычки не позволяет издателям принять новые возможности распространения своих книг с развитием интернета. Синдром, кстати, неоднократно описанный в литературе.



Деловая газета "Бизнес"