Здоровье на экспорт. Сеть спортивных клубов Reebok заявила, что в 2006 году планирует открыть клуб в КиевеМАРИНА НОСКОВИЧ Это уже третий игрок московского рынка фитнес-услуг, который решил выйти на Украину: там уже работают "Планета Фитнес" и World Class. А "Страта партнерс" открыла клуб Orange Fitness в Кишиневе. Участники рынка считают, что тенденция выхода российских сетей в страны СНГ является долгосрочной, поскольку емкость рынка фитнес-услуг в ближнем зарубежье очень велика, а конкурентов у россиян по большому счету там нет. Первой сетью, которая вышла на рынок СНГ, была компания World Class, открывшая в 1999 году в Киеве клуб "Аквариум", который до сих пор остается одним из самых больших на Украине (8 тыс. кв. м). Примеру World Class последовала "Планета Фитнес", открывшая клуб в Киеве в 2002 году. А в ноябре прошлого года компания "Страта партнерс" (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness) открыла в Кишиневе на основе уже существующего Niagara Club клуб Niagara Orange Fitness. Основным преимуществом работы в СНГ участники рынка называют низкую конкуренцию. Объем рынка фитнесуслуг России маркетинговое агентство Magram Market Research оценивает в $500 млн, при этом на Москву приходится 70%. А по словам руководителя консалтингового отдела компании World Class Дмитрия Коробейкина, "по самым общим оценкам", потенциальная емкость киевского рынка превышает $100 млн в год, что, конечно, намного меньше московского. "Но и конкуренция там значительно ниже",- отмечает Коробейкин. Даже в Москве, где фитнесиндустрия развита сильнее, чем во всех остальных городах бывшего СССР, доля людей, занимающихся в спортивных клубах, едва достигает 3%. А в Минске, Киеве и других столицах стран СНГ этот показатель далек даже от 1%, отмечает управляющий директор сети спорт-клубов Reebok Денис Семенихин. "Рынок СНГ практически не заполнен, при этом здесь есть устойчивый интерес к здоровому образу жизни. Когда мы открывали клуб в Кишиневе, в городе уже было несколько достойных фитнес-клубов, но заведений уровня Niagara Orange Fitness в Кишиневе нет",- вспоминает PR-директор компании "Страта партнерс" Павел Матвеев. С ним соглашается маркетинг-директор компании World Gym Consulting Ольга Киселева: "Интерес российских сетей к рынку СНГ объясняется возможностями нового рынка с низкой конкурентной средой и, следовательно, большей эффективностью проектов". По ее словам, помимо заинтересованности в свободных рынках у российских сетей есть еще одна причина активно интересоваться рынком СНГ. "Выход на рынки соседних стран для российских компаний - это выход на международный рынок и возможность заявить о себе в новом качестве",- полагает Киселева. Пока российские сети открывают в СНГ только клубы класса премиум. Но участники рынка отмечают: из-за того что рынок почти свободен, там перспективно открывать клубы всех категорий. "На Украине большой потенциал роста у премиум-сегмента, а демократичный сегмент практически не развит вообще",- говорит Дмитрий Коробейкин из World Class. Емкость премиум-сегмента меньше, да и такие клубы требуют больших инвестиций - от $3 млн до $10 млн, клуб мидл-класса обойдется куда дешевле - от $800 тыс. до $1,5 млн, соглашается Павел Матвеев из "Страта партнерс". Но премиальные клубы и окупаются быстрее - пять лет это абсолютный максимум, обычно требуется три года по сравнению с "обязательными" пятью годами для недорогих заведений, оговаривается он. Однако, по словам одного из участников рынка, при открытии премиум-клубов в СНГ возникают сложности с привлечением клиентов. "Трудно изменить отношение к тому, сколько должны стоить занятия спортом. При общем невысоком уровне жизни есть небольшая прослойка обеспеченных людей, позволяющая заполнить клуб, но их пока немного. Так что на несколько клубов клиентов может и не хватить",- рассуждает собеседник "Бизнеса". С тем, что интерес к занятиям спортом и здоровому образу жизни только предстоит сформировать, соглашается и Дмитрий Коробейкин. Он указывает и на еще одну проблему, с которой сталкиваются российские сети: "В Киеве рынок находится в стадии формирования и структурирования. Нет единой ценовой политики, например, на качественные услуги клубов одного уровня могут быть абсолютно разные цены",- говорит он. Тем не менее рынок стран СНГ очень привлекателен для российских сетей, говорят эксперты. "Рынок уже готов к появлению спортивных клубов: во всех СМИ в течение последних пяти-семи лет активно продвигается тема занятий фитнесом как неотъемлемый атрибут жизни современного человека",- говорит Денис Семенихин из Reebok. В компании "Страта партнерс" говорят, что пока интересуются только российским рынком. "Однако если поступят предложения из стран СНГ, в частности проекты по франчайзингу, мы готовы их рассмотреть",- оговаривается Матвеев. Продавать франшизу в страны СНГ планирует и World Gym Consulting. "К нам уже поступают запросы из стран СНГ о возможности открытия клубов под маркой World Gym",- говорит Ольга Киселева. А World Class уже рассматривает проекты в нескольких крупных городах. "Нам интересны все крупные столичные города стран СНГ. Сейчас кроме клуба в Киеве у нас есть два клуба в Казахстане, на рассмотрении еще несколько проектов",- говорит Дмитрий Коробейкин. Деловая газета "Бизнес" |