10.11.2005

На свободе вероисповедания поставили крест. В США увидели сближение православия с государственностью России



В России все активнее становятся попытки придать православию статус государственной идеологии, притесняются религиозные меньшинства, растет вмешательство в дела религии со стороны ФСБ. Так считают авторы представленного вчера госсекретарем США Кондолизой Райс ежегодного доклада о свободе совести. Представители российских религиозных меньшинств с американским госдепартаментом согласны, а деятели Русской православной церкви считают, что в России сложилась "особенная модель сотрудничества государства с религиозными организациями".

Раздел доклада, посвященный России, содержит развернутый анализ ситуации со свободой вероисповедания в стране за последний год. Значительное место в нем посвящено православию, чей особый статус в российском государстве, по мнению авторов доклада, приводит к тому, что другие религии все больше оттесняются на второй план. Эта тенденция, по мнению авторов, начала проявляться в 1999 году. "Многие государственные чиновники отождествляют православие с принадлежностью к русскому народу. Это выражается в особых отношениях православной церкви и государства",– отмечается в докладе. Одним из конкретных проявлений этого особого положения авторы считают то, что православная церковь поддерживает тесные связи со многими российскими министерствами и ведомствами, включая Минздрав, Минобразования, Минобороны, МВД, МЧС, Федеральную налоговую и Федеральную пограничную службы. Авторы напоминают, что в ходе избирательных кампаний предвыборные штабы как на федеральном, так и на местном уровне часто привлекают к своей работе православных священников. В докладе упоминается тот факт, что в апреле этого года во время обращения российского президента Владимира Путина к Федеральному собранию патриарх Алексий II сидел на почетном месте между премьером Михаилом Фрадковым и председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным, в то время как иерархи других конфессий сидели у него за спиной.

Руководство Русской православной церкви (РПЦ) считает выводы внешнеполитического ведомства США "предвзятыми". Зампред отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк, комментируя доклад, заявил Ъ: "Каждое государство живет, руководствуясь своими историческими традициями, например, в Америке существует одна модель сотрудничества с религиозными организациями, в европейских странах другая, а в России третья". "В России РПЦ имеет такие же права, как и другие религиозные организации. Я считаю, что в России нет никакого ущемления прав верующих",– считает владыка Марк.

В докладе также подробно анализируется ситуация с религиозными меньшинствами. По мнению авторов доклада, в сегодняшней России они считаются чем-то враждебным или по крайней мере чужеродным. Среди тех, кто пострадал в течение последнего года от произвола властей, авторы доклада называют "Свидетелей Иеговы", сайентологов, кришнаитов, Армию спасения.

"Мы действительно ощущаем некоторое ущемление наших прав, особенно после того, как 7 октября 2005 года мэр Москвы отменил свое распоряжение о выделении нам земельного участка под храм",– заявил Ъ председатель Московского общества сознания Кришны Сергей Андреев. Председатель руководящего комитета "Свидетелей Иеговы" в России Василий Калин отметил, что после судебного запрета, наложенного на деятельность московской общины "Свидетелей Иеговы", "Россия сделала обратный шаг в сторону от свободы, которой она достигла после распада СССР". "Я могу сказать, что в России ощущается ущемление прав верующих. РПЦ у нас становится государственной церковью и имеет большие права, чем другие религиозные организации",– заявил господин Калин.

Другой религиозной группой, чьи права серьезно ущемляются в России, авторы называют ваххабитов. "Официальные лица, журналисты, общественные деятели поспешно называют мусульманские организации 'ваххабитскими', что в их понимании равнозначно 'экстремистским'. Такие умонастроения привели к официальному запрету ваххабизма в Дагестане и Кабардино-Балкарии",– отмечается в докладе. Авторы обращают внимание на рост антимусульманских настроений как тревожную тенденцию последнего года: "После событий в Беслане усилились притеснения мусульман даже без вмешательства государства".

Председатель Духовного управления мусульман азиатской части России муфтий Нафигулла Аширов "на сто процентов согласен с выводами, сделанными в этом докладе в отношении мусульман". "Ваххабизм сегодня – это удобный ярлык, позволяющий правоохранительным органам легализовывать любые репрессивные действия в отношении российских мусульман",– считает муфтий. По его мнению, мусульманина, "добросовестно соблюдающего исламские традиции, например, женщину, которая ходит всегда в платке, или бородатого мужчину можно обвинить в ваххабизме и привлечь к ответственности".

Еще одним фактом, не согласующимся с принципом свободы вероисповедания, авторы доклада считают растущее вмешательство в дела религиозных меньшинств со стороны силовых структур, в частности ФСБ. По их мнению, это вмешательство имеет самые разные проявления – от отказа в выдаче въездных виз до тщательного контроля на территории России.

"За последние годы у нас были эпизоды с попыткой вербовки наших пастырей на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, но они все были для спецслужб неудачными",– заявил Ъ управделами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской–пятидесятников Константин Бендес. "Мы испытываем постоянные притеснения со стороны властей. Лишение нас участка земли в Москве мы связываем с религиозной нетерпимостью. Нам чиновники часто говорят, что если бы мы были православными, то у нас не было бы проблем со строительством храма. Действительно, нам трудно приглашать зарубежных проповедников, потому что возникает масса проблем с оформлением соответствующей визы",– посетовал старший пастор московской центральной церкви христиан веры евангельской–пятидесятников "Эммануил" Александр Пуршага.

Оценивая положение в целом по сравнению с прошлым годом, авторы доклада отмечают, что "для некоторых религиозных меньшинств ситуация ухудшилась, в то время как для других она в целом осталась неизменной".

"Путин и правительство откровенно и цинично все время рекламируют РПЦ, показывая, что православная религия – основная в России. Церковь становится государственной за счет бюджетов Министерства обороны и МВД, где строят часовни, храмы, водят курсантов под конвоем на причастие к православным батюшкам. При этом православная религиозная символика присутствует в государственном гимне и в гербе РФ. Государство всячески показывает свое протекционистское отношение к РПЦ. Эти противоестественные объятия церкви и государства не принесут пользы",– заявил Ъ председатель Атеистического общества Москвы Александр Никонов.




Рейтинг религиозных несвобод

Представленный госдепом США очередной, седьмой по счету доклад о свободе вероисповедания в мире анализирует ситуацию с религиозными свободами в 197 странах. Как сказано в преамбуле, доклад "является результатом годовой работы сотен сотрудников дипломатической и государственной служб США". Основную цель доклада авторы формулируют так: "Документировать действия правительств, которые подавляют религиозное самовыражение, преследуют мирных верующих или допускают насилие против религиозных меньшинств".

Самые проблемные государства выделены в группу "стран, вызывающих особую озабоченность". В нее входят Мьянма, Эритрея, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Судан, Вьетнам. Состав этой группы по сравнению с прошлым годом не изменился. Среди стран, добившихся в этом году "существенного улучшения" положения с религиозными свободами, названы Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Грузия и Туркмения (в последнем случае прогресс, по мнению авторов доклада, заключается в том, что в "марте 2004 года президент подписал указ, гарантирующий регистрацию всех религиозных групп").

Среди бывших советских республик помимо России наибольшую озабоченность вызывают Узбекистан и Белоруссия. В Узбекистане, где, по мнению авторов доклада, положение дел со свободой вероисповедания ухудшилось, власти "продолжали кампанию против несанкционированных исламских групп, подозреваемых в экстремистских взглядах или осуществлении экстремистской деятельности". Что касается Белоруссии, то там "власти продолжали преследовать определенные религиозные течения – в частности, тех, кого они, судя по всему, считали агентами иностранного культурного влияния или подозревали в том, что они имеют политические цели. Например, протестантов – за их предполагаемые связи с США".




КоммерсантЪ