14.11.2005

Налет Finmeccanica на рынки России, Китая и Америки



ТРЭЙСИ БОУЛЗ (TRACEY BOLES)

Итальянская компания Finmeccanica, владелец фирмы AgustaWestland, объявила о том, что Великобритания отныне становится ее "второй базой". При этом притязания англо-итальянского аэрокосмического и оборонного концерна распространяются далеко за пределы Европы: он нацелился на просторы России, Китая и Америки.
В России Finmeccanica намерена приобрести 25% акций ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", одного из основных участников российского проекта по производству региональных самолетов (RRJ). В ближайшие десятилетия может быть произведено до 700 самолетов, которые по грузоподъемности и дальности полета будут классом выше, чем "воздушное такси". До двух третей самолетов предназначено на экспорт.
Finmeccanica собирается стать основным звеном в цепочке экспортных продаж, обеспечив европейский центр дистрибуции и заключив соглашения с производителями комплектующих, такими как компания Thales. Кроме того, она надеется принять участие в производстве фюзеляжей - первоначальное соглашение по этому вопросу было подписано в августе.
Компания успешно продвигается и на другие российские рынки. Объем продаж радиосистем Tetra связи может составить 10 млрд евро ($12 млрд).
Уже заключен предварительный контракт о местной сборке этого продукта.
В Китае концерн участвует в совместном предприятии, так что во время Олимпиады в Пекине в небе могут появиться вертолеты компании AgustaWestland.
Создается линия по сборке 109 гражданских вертолетов, первый из которых будет произведен в конце следующего года. Среди первых потребителей этих 109 китайских вертолетов может оказаться полиция Пекина, что обеспечит AgustaWestland прочные позиции на случай полного открытия китайского рынка.
В Америке Finmeccanica конкурирует с ведущими оборонными компаниями. Филиал концерна Alenia Aeronautica может получить большой объем работы по новому самолету Boeing 787. В проекте истребителя Joint Strike Fighter компания занимается изготовлением воздушных коробок, соединяющих крылья с фюзеляжем.
Удачное сотрудничество компании с ведущим участником проекта Joint Strike Fighter, концерном Lockheed Martin, по вопросу о снижении веса изделия укрепило ее положение в этой - самой крупной в мире - оборонной программе. В качестве вознаграждения компания может получить на откуп европейскую сборочную линию самолета, на которую также претендует британская BAE Systems.
Однако главной надеждой Finmeccanica остаются нынешние особые, близкие отношения между Великобританией и США: там полагают, что они дадут компании возможность получить пропуск на прибыльный американский оборонный рынок. В начале года Пентагон сделал выбор в пользу вертолета EH101 компании Agusta при комплектовании Marine One - вертолетного крыла "номер один" численностью в 23 машины. После раскраски в президентские цвета этот проект может открыть путь целому потоку VIP-заказов, особенно из стран Персидского залива.
Кроме того, полагают, что этот контракт повышает шансы компании заключить новую сделку по производству 150 боевых спасательно-поисковых вертолетов на сумму $13 млрд.
Но здесь ей придется напрячь все свои силы, поскольку на этот раз американцы начеку и главный конкурент - Boeing- уже "стягивает войска". Концерну Finmeccanica придает уверенность перспектива получить американские оборонные заказы. В следующие два года она планирует увеличить свои поступления от американских заказов с 1,6 млрд евро ($1,88 млрд) до 5,2 млрд евро ($6,1 млрд). Для подстраховки она старается найти американскую компанию, которая либо возьмется за производство с использованием уже наработанного технологического опыта, либо предоставит ключ для доступа в Пентагон.
У себя в Европе Finmeccanica собирается возглавить процесс оборонной консолидации. В интервью The Business на прошлой неделе Ремо Пертика (Remo Pertica), вице-президент Finmeccanica, заявил: "Мы надеемся, что сможем сыграть весьма важную роль в европейской аэрокосмической и оборонной сферах. Если мы получим сегодня предложение о начале переговоров (с другой оборонной компанией), мы не можем упустить его. Наше правительство прислушается к решению руководства. Уверен, что в ближайшие месяцы мы столкнемся с подобного рода проблемами. Во Франции борются друг с другом как минимум шесть групп, включая Alcatel, DCN, EADS, Dassault и Safran". Таким образом, вскоре Finmeccanica может стать не просто англо-итальянским оборонным концерном, но панъевропейской и даже всемирной компанией.



Деловая газета "Бизнес"