23.11.2005

Время демпинговать. На российском рынке подсолнечного масла происходит стремительное снижение цен



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

Аналитики рынка связывают это с рекордным урожаем семечки. По словам участников рынка, за 1,5 месяца цена на этот продукт упала на 15-25% и, возможно, продолжит снижаться. Это дает шанс мелким производителям, которые могут поспорить с крупными производителями (они пока не снижают цены), предложив рынку радикально более дешевый продукт.
О том, что цена на подсолнечное масло за последние 1,5 месяца упала на 15-25%, "Бизнесу" рассказали сразу несколько участников рынка фасованного подсолнечного масла. По словам гендиректора торгового дома WJ Алексея Коломина, цена на подсолнечное масло с середины сентября к настоящему моменту опустилась примерно на 25%. Менеджер отдела маркетинга "Русских масел" (брэнды "Златица", "Русь") Сергей Рыбаков оценивает падение цены за этот период в 15%. "На наше масло мы уже снизили цену более чем на 10%",- говорит Сергей Рыбаков. "С сентября мы понизили цену на фасованное масло на 15%, возможно, снизим ее еще на 5%",- говорит директор по маркетингу компании "Байсад" (брэнд "Байсад") Владислав Носов.
Руководитель масложирового направления "Русагро" Вячеслав Китайчик оценил падение цены на масло в 17-20%. Участники рынка связывают такое падение с рекордным урожаем подсолнечника в этом году.
Как уже писал "Бизнес", в этом году в России был собран рекордный урожай семян подсолнечника, по состоянию на 15 ноября он составил 6,28 млн тонн, предыдущий рекорд - 4,9 млн тонн - был зафиксирован в 2003 году. По данным аналитического центра "СовЭкон", с сентября 2005 года до середины ноября цена на подсолнечник в России уже опустилась на 28%, с 6,5 тыс. руб. за тонну до 4,7 тыс. руб.
Вслед за сырьем стала падать цена и на наливное подсолнечное масло. За тот же период времени, по данным "Совэкона", цена на него упала на 18%, с 19 тыс. руб. за тонну до 15,7 тыс. руб. "Такое падение цены на наливное масло связано не только с очень низкой ценой на сырье, но и с рекордными объемами производства масла в этом году. Многие заводы загрузили свои мощности дешевой семечкой в полную силу",- объясняет исполнительный директор "Совэкона" Андрей Сизов. По его данным, в первом месяце нового сезона, октябре 2005 года, произведено 258 тыс. тонн растительных масел, что на 138% превышает показатель октября 2004 года и является абсолютным месячным рекордом. Предыдущий рекорд в 213 тыс. тонн был установлен в декабре 2004 года.
Однако участники рынка уверены, что падение цены на подсолнечное масло на рынке фасованного масла отразится неоднозначно. "Цену на рынке понизят только те производители, у которых слабые брэнды, основные игроки будут держать цену, потому что если лидеры рынка пойдут на понижение цены, то на рынке произойдет понижение общей планки, которую потом будет трудно вернуть на обычный уровень",- говорит Алексей Коломин. Однако он уверен, что даже если у мелких производителей масло будет на 15-25% дешевле, чем у крупных, серьезного смещения потребительского спроса в сторону дешевого масла не произойдет. С ним соглашается Сергей Рыбаков из "Русских масел": "Сильных брэндов понижение цены не коснется".
Это дает шанс мелким производителям. "Сейчас благоприятный момент, чтобы раскручивать малоизвестные брэнды, в таком случае возможность перераспределения рынка есть. Особенно велика вероятность перераспределения на региональных рынках, где очень сильна приверженность местным брэндам",- говорит Сергей Рыбаков.
Впрочем, это будет рискованный проект. "Прогнозировать дальнейшее колебание цен на этом рынке сейчас сложно",- говорит Андрей Сизов.
Производители подсолнечника уверены, что для того чтобы стабилизировать ситуацию с ценами, необходимо отменить экспортную пошлину на подсолнечник, которая составляет 20% и, по сути, является запретительной. Один из крупнейших производителей подсолнечника "Агромаркеттрейд" 19 октября разослал соответствующие письма в Минэкономразвития, Минсельхоз и Зерновой союз. К просьбе отменить экспортную пошлину на подсолнечник присоединились и другие производители, среди которых "Югтранзитсервис-агро".
Вчера в МЭРТ "Бизнесу" заявили, что вопрос находится в стадии проработки. "Решение МЭРТ примет как минимум через полгода",- заявили в пресс-службе министерства.
Тем временем в ожидании отмены пошлины некоторые производителирешили приостановить продажу семечки.
"Мы пока не продаем нашу семечку российским производителям",- говорит замгендиректора по правовым вопросам производителя "Агромаркет-трейд" Анатолий Ищенко.



Деловая газета "Бизнес"