"Детский мир" выходит на IPOСЕРГЕЙ КАНУННИКОВ Вчера крупнейший оператор на рынке детских товаров ОАО "Детский мир-Центр" объявило о планах провести в 2007-2008 годах IPO. Намерение выйти на фондовый рынок в "Детском мире" объясняют планами укрепить позиции сети на региональных рынках. Между тем основной конкурент "Детского мира" в регионах - инвесткомпания "Базис", развивающая сеть "детских" гипермаркетов Banana-Mama,- уже в 2005-2006 годах намерена инвестировать в развитие около $100 млн. О планах публичного размещения вчера заявил гендиректор "Детского мира" Сергей Кушаков. По его словам, на IPO будет выходить "Детский мир-Центр", управляющая компания группы компаний "Детский мир". На сегодняшний день 100% акций компании принадлежит АФК "Система". Вероятными сроками выхода на биржу Кушаков назвал конец 2007-го - начало 2008 года. Заявление "Детского мира" об IPO укладывается в общую тенденцию на российском розничном рынке. После размещения "Седьмого континента" в ноябре 2004 года только ленивый не заявил о планах продать свои акции на бирже. "Это объективная тенденция,- считает аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов.- Во-первых, существует объективная потребность ритейлеров в средствах на развитие. Во-вторых, после удачных размещений "Седьмого континента" и "Пятерочки" инвесторы благосклонно относятся к акциям российских розничных операторов. Правда, к моменту IPO компания должна соответствовать нескольким критериям: ее чистая выручка должна быть не меньше $100 млн, а рентабельность - не ниже, чем у публичных аналогов (рентабельность по EBITDA "Семерки" и "Пятерочки" не ниже 10-12%)". По словам Михаила Короткова, средства, вырученные на IPO в 2007-2008 годах, также будут направлены на усиление "Детского мира" в регионах. Но консультант по развитию сети "Мария-Ра" Феликс Стетой недоумевает: "Мне непонятно, зачем "Детскому миру" идти на IPO? Вырученные деньги нужно ведь будет пристроить. А, судя по их опыту, открывать магазины, на мой взгляд, компания не умеет. Про экспансию в регионах они говорят уже два года, а новых магазинов немного". Тем не менее "Детский мир", несколько лет говоривший о планах расширения, в 2005 году начал активно развиваться. В частности, купил двух конкурентов: сети "ЧудоОстров-Нева" (Санкт-Петербург) и "Вырастай-ка" (Москва), потратив на их покупку около $6-8 млн. В этом году стало известно о проекте сети торгцентров ДМ. Он предусматривает строительство около 20 региональных торговых комплексов, где магазины "Детский мир" будут выступать как якорные арендаторы. Но пока "Детский мир" декларировал интерес к регионам, за пределами Москвы у него появился конкурент, тоже претендующий на лидерство на российском рынке детских товаров. В 2004 году появилась сеть "детских" гипермаркетов Banana-Mama, принадлежащая инвесткомпании "Базис", владельцами которой на рынке считают владельцев ТИГ "Эльдорадо" Игоря и Олега Яковлевых. Как и "Эльдорадо", сеть работает в формате дискаунтера. За пределами Москвы BananaMama развивается активней "Детского мира". По словам гендиректора "Базиса" Дмитрия Куприянова, сейчас у Banana-Mama в регионах около 25 гипермаркетов площадью от 2,5 тыс. до 5 тыс. кв. м (для сравнения, у "Детского мира" 18 магазинов). В следующем году, по словам Куприянова, "Базис" планирует открыть еще до 50 магазинов, только в 2005-2006 годах инвестиции в Banana-Mama составят около $100 млн. Стетой из "Мария-Ра" считает, что многие московские ритейлеры, и "Детский мир" в том числе, допускают в регионах стандартную ошибку: "Они выходят в глубинку с "московским" форматом, а значит, с ассортиментом на 20-50% дороже, чем готов покупать местный потребитель. В регионах ждут в первую очередь недорогих товаров, Китай и Турция там идут на ура. Москвичи же рассчитывают только на богатых. А их там слишком мало, чтобы отбить вложения ритейлера в магазин". Деловая газета "Бизнес" |