28.11.2005

Пятилетка качества. Российского потребителя вынуждают каждые 5–7 лет менять дорогую бытовую технику – на большее она не рассчитана



ДАРЬЯ ОКУНЕВА, ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ

Современный рынок бытовой техники сменил ориентиры – вместо надежных и долговечных товаров производители предлагают колоссальный ассортимент разнообразных приборов, которые объединяет одна «болезнь» – они быстро выходят из строя. Причем есть подозрение, что многие производители, в том числе и известных брендов, преднамеренно закладывают в свои товары короткий срок службы, примерно 5 лет. Правда, сами они в этом никогда не признаются, зато продавцы охотно рассказывают об отлаженном механизме по выкачиванию денег из потребителей.

По данным опроса, проведенного московской сервисной компанией «А-айсберг», только 22% современной бытовой техники служат более 10 лет. Большая же часть приборов сдает свои позиции уже после 5 лет работы или даже раньше. В результате потребителям приходится регулярно обновлять парк домашней техники.

«Времена машинок «Зингер», которые работали по сто лет и больше, безвозвратно уходят, – рассказал «Новым Известиям» приемщик одного из сервисных центров на «Горбушке» Сергей. – Недолговечная и дешевая бытовая техника – это целенаправленная экономическая политика многих компаний. По их мнению, люди должны покупать произведенную ими продукцию относительно недорого и как можно чаще. Хотите, чтобы ничего не ломалось, – берите товар за несколько тысяч долларов и ни в чем себе не отказывайте».

Правда, крупные отечественные и зарубежные производители, к которым «НИ» обратились за комментариями, этого, разумеется, не признают и считают подобные рассуждения полным бредом, уверяя, что их техника ломается крайне редко.

Запрограммированная поломка

Но продавцы, которые ежедневно общаются с разгневанными покупателями, чьи холодильники, стиральные машины или телевизоры «умерли», не отработав заплаченных за них денег, все же уверены в заговоре производителей против потребителей. И настаивают на том, что практически все бренды намеренно снижают срок службы своей техники. Тем более что механизмы целенаправленного вывода из строя бытовой техники просты: материалы, которые используются при производстве деталей, трескаются, крошатся и перегорают в срок, заложенный производителем. Так, через 5–7 лет в стиральных машинах летят резиновые прокладки и манжеты, горят двигатели, лопаются пластмассовые баки. В холодильниках протираются тоненькие трубочки систем охлаждения. Фреон улетучивается. Менять или паять их практически бесполезно.

«У меня дома стоит немецкая стиральная машина, купленная еще в середине 80-х годов, так она до сих пор работает, и никакого капремонта ей не делали, только текущий, – рассказал «НИ» москвич Александр Мозговой. – А у моего друга современная «стиралка» вышла из строя уже через пять лет».

«Большинство современной продукции никуда не годится, – по секрету рассказал «НИ» продавец стиральных машин на «Горбушке» Александр. – Производители изначально клепают штамповку, одноразовые приборчики, которые не подлежат ремонту. Там все унифицировано под завязку: вместо металла – пластмассы, узлы и агрегаты рассчитаны всего на несколько лет. В случае поломки внутрь лучше не залезать. Одна неисправность тянет за собой другую, и все с треском валится. Производители на стадии проектирования вносят в конструкцию машин ограничители срока службы, о чем невозмутимо предупреждают в паспортах. Правда, в уголке и маленькими буквами. Через 5–7 лет там все начинает перегорать, течь и булькать. Срок эксплуатации стиральных машин у всех компаний примерно одинаков – от 3 до 7 лет».

Снизился срок службы, в частности, и у холодильников. Если раньше морозильники готовы были безотказно отработать лет двадцать–тридцать, то сегодня редкий агрегат отметит 10-летний юбилей без единой поломки.

«На холодильники в среднем дают гарантию 3 года, – рассказал продавец холодильников Дмитрий. – Как только гарантия кончается, то чинить приборы не имеет смысла. Проще купить новые. Срок службы холодильника заявлен примерно на 7–12 лет. Стоит он в среднем 500 долларов. Но если полетит компрессор, то проще эту громадину выкинуть на помойку. Так как ремонт обойдется баксов 300. Парадоксально, но производители специально создают дефицит запчастей на складах сервис-центров. Из-за чего растет цена ремонта, и он становится невыгодным. Владельцев техники прямо-таки подстегивают покупать другую».

Чинить нельзя, выбрасывай

Кстати, именно ремонт отчасти мог бы решить проблему недолговечных изделий. Но и здесь политика производителей по выкачиванию денег не дает сбоев, и все сводится к тому, что потребителю приходится идти в магазин за новой вещью. Так, заводы-изготовители спустя определенное время просто перестают выпускать запчасти, которые, как правило, оказываются еще и самыми хрупкими и ненадежными. Но даже если деталь удается отыскать, то ее замена все равно превращается в проблему.

«Сервисные центры ведут себя просто безобразно, – рассказал «НИ» Павел Морозов, начальник юридического отдела межрегиональной общественной организации общества защиты прав потребителей «Общественный контроль». – Наиболее распространенное нарушение, практикующееся в них, – это отсутствие сроков ремонта и указания причины поломки, которые должны быть прописаны в гарантийном документе и согласованы с потребителем. В итоге люди вынуждены каждый день справляться, закончен ли ремонт. Отвечать могут все, что угодно: «Нет необходимых деталей, техника не прошла стадию тестирования, у нас большие очереди», – словом, приходите завтра. Все это может затянуться на несколько месяцев. Причем в большинстве случаев на срок гарантийного ремонта не предоставляется адекватной замены товару, что в принципе должно иметь место».

Из-за этого большинство специалистов рынка бытовой техники отмечают, что ремонтируют свои холодильники и телевизоры единицы, да и то по чисто субъективным причинам.

«Большая часть людей соглашается на серьезный, дорогостоящий ремонт бытовой техники по истечении ее срока службы только потому, что она напоминает им некоторые моменты их жизни, или потому, что испытывают трудности в освоении новомодных технических средств, – рассказал «НИ» Николай Калинов, мастер по ремонту бытовой техники. – Чаще всего это пожилые люди, привыкшие к любимым вещам. Остальные, скрипя зубами и затянув потуже пояса, отправляются в магазины».

Еще сложнее попробовать поменять товар на деньги. Здесь недобросовестные продавцы используют всевозможные уловки, вплоть до откровенного обмана. В общество защиты прав потребителей неоднократно обращались люди, которым отказывали в обмене на деньги испорченных микроволновой печки или мобильного телефона, ссылаясь на то, что это приборы высокой технической сложности и их можно поменять только при наличии существенных дефектов. На самом деле в постановлении правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» из бытовой техники фигурируют только холодильники и стиральные машины. Остальные приборы можно менять на деньги даже при незначительной поломке. Это особенно актуально, поскольку мнения о том, что раз починенная вещь никогда не будет новой, никто не отменял.

Погоня за модой

Но регулярно менять бытовую технику людей подталкивают и широкие рекламные кампании, ставящие своей целью убедить, что пользоваться старыми бытовыми приборами – это, что называется, «себя не уважать». Рекламщики активно внушают нам мысль, что технику нужно менять не только из-за поломок, но и по причине ее «морального устаревания». Бытовые приборы должны не только хорошо справляться с поставленной задачей, они должны радовать глаз, воображение и самолюбие. Не просто функционально, но интересно, необычно, забавно – вот какие слоганы действуют на россиян, которые после советского периода повсеместного дефицита еще вдоволь не наигрались с техническими игрушками.

«Слово «модно» – ключевое в рекламе новой продукции, – говорит «НИ» социальный психолог Валерия Микулина. – Бытовые приборы пытаются перевести в разряд не просто вещей, выполняющих за вас ту или иную работу, их превращают в маркеры престижа, вкуса, стиля. Да, возможно, некоторыми функциями супернавороченной стиральной машины вы никогда и не будете пользоваться. Зато как приятно похвастаться перед друзьями, что ваша машинка не только стирает или моет, но еще и говорит, мигает разноцветными лампочками и может выходить в Интернет. Такая бытовая техника есть показатель того, что ты живешь в ногу со временем и заботишься о своем благосостоянии. Особенно это актуально для мобильных телефонов, по которым, не хуже, чем по одежде, стали судить о финансовом положении и стиле его обладателя».

В поисках надежного помощника

И все же каждые пять лет обновлять электронную начинку дома может позволить себе далеко не каждый семейный бюджет. В Европе, где при первой поломке технику могут выбросить на помойку, зарплаты в несколько раз выше российских. Для отечественного потребителя стиральная машина за 200 долларов – уже существенная трата. Тем более что средняя зарплата по России не превышает 9 тыс. рублей. Поэтому люди делают все возможное, чтобы за те же деньги получить минимальные гарантии того, что техника прослужит хотя бы лет десять. В надежде обезопасить себя от дальнейших поломок бытовой техники многие люди тщательно изучают рынок предлагаемых товаров, наводят справки о качестве известных брендов. На этот счет существует ряд исследований.

В прошлом году британская ассоциация потребителей на основании анкет, заполненных 14 тысячами респондентов, опубликовала так называемую таблицу надежности бытовой техники различных марок. Если верить этим исследованиям, реже всего ломаются стиральные машинки Miele, а чаще всего – аппараты марки Hoover. Вверху таблицы надежности телевизоров находятся JVC, Panasonic, Sony и Toshiba, внизу – Hitachi, Philips и Thomson. В цифровой фото- и видеотехнике лидируют Canon и Sony. Чуть отстают Kodak и Samsung.

Впрочем, серьезно уповать на подобные исследования при выборе техники не стоит. По мнению специалистов рынка бытовых товаров, продукция ведущих брендов вполне сопоставима по качеству и, в сущности, мало чем отличается друг от друга.

«На мой взгляд, особой разницы между ведущими брендами нет, – говорит пресс-секретарь Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов. – Дело в том, что сейчас большинство заводов по производству бытовой техники работает на договорной основе. То есть в одном и том же месте одними и теми же людьми из похожих материалов, правда, по разным лекалам, делается техника различных марок».

Что касается продавцов бытовой техники, то они рекомендуют ориентироваться не на фирму, а на страну-производителя. Выделяют в основном Германию, которая, по их словам, до сих пор производит технику на века, но и продает соответственно качеству – в 5, а то и в 10 раз дороже, чем остальные страны. Да и найти настоящего «немца» не так и просто. Так что, похоже, потребителю придется просто смириться с политикой производителя и заложить в семейном бюджете дополнительную статью – на преждевременную смену бытовых приборов.



Новые Известия