Барби лысеет, стареет, умирает. Художники решили развенчать детский идеал ХХ векаСЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ Никто точно не знает, как появилась на свет эта длинноногая большеглазая блондинка. Но начиная с конца 1950-х годов она стала таким же символом ХХ века, как гамбургер, рок-н-ролл и Гагарин. Великая и неповторимая кукла Барби прошла победным шагом через три поколения девочек всего мира, а в начале перестройки завоевала и Россию. Сегодняшние писатели и художники дают отпор этому нашествию. «Существовало слишком много желающих обвинить Барби во всех смертных грехах. На слишком широкие плечи этой куклы со слишком узкой талией возлагали ответственность за неврозы, связанные с восприятием собственной внешности. За женский консюмеризм, одновременно за сексуальную распущенность и сексуальную неудовлетворенность женщин. За то, что мужчины видят в блондинках безмозглых бимбо, и за прочие женские беды и напасти. После того как в 1998 году компания сделала Барби чуть более реалистичной, несколько расширив талию и уменьшив грудь, пришло время еще раз сделать заявку насчет готовности куклы учить девочек прогрессивным идеалам». Это выдержка из книги Линор Горалик «Полая женщина: внешний и внутренний мир Барби». Из пассажа понятно, что Линор не сильно симпатизирует своей героине и испытывает к ней скорее научный интерес, чем детское восхищение. Точно так же и актуальные российские художники – от вездесущих Дубосарского с Виноградовым до редкого теперь Сергея «Африки» Бугаева – аккомпанируют общему иронично-научному тону. На выставке «Барбизона» собраны самые противоречивые образы «полой женщины»: имеется лысая Барби, Барби, изрядно побитая русской реальностью, стареющая и умирающая Барби. По-иному на это воплощение американской мечты смотреть трудно. Ее создатели сделали все возможное, чтобы актуальные художники и писатели разнесли куклу в пух и прах. Слишком уж она идеальная. Впрочем, за одну новацию родителям Барби стоит поставить памятник. До сих пор спорят, была ли это единолично американка Рут Хандлер или она просто украла идею у немцев. Так или иначе создать для девочек в качестве игрушки не инфантильного пупсана, а взрослую женщину – это уже поступок. Затем уже (за пятьдесят лет своей истории) Барби стала героиней бесконечного сериала: она меняла профессии (одно время даже продавала кока-колу) и увлечения, приобрела бойфренда Кена и даже готовилась выйти замуж. Свадьбы, правда, не случилось – на прилавках появились даже куклы с разбитыми сердцами. Трудно что-либо сказать о сегодняшней Барби. Судя по отзывам Линор Горалик, эта кукла всегда быстро приспосабливалась ко времени и изменившимся веяниям моды. Позавчера на пике актуальности были домохозяйки, вчера – тусовочные манекенщицы, а завтра придет время бизнес-вумен. Однако одно остается неприкосновенным – Барби и по сей день полая. Для нее внешнее важнее внутреннего. Оттого, наверное, в идеальном розовом домике американки не предусмотрен клозет (в смысле унитаз, писсуар и тому подобное). Принцессы, как известно, не какают. Новые Известия |