Дневник звезды. Основная ценность блог-сервисов в привлечении наибольшего количества пользователейАНТОН НЕСТЕРЕНКО Если посмотреть на гигантские сообщества блогов с точки зрения рекламных возможностей, ценность их оказывается не такой уж очевидной. С блогами, которые претендуют на положение тематического СМИ и небольшие бюджеты обычной рекламы, все понятнее. А социальные сети - отдельная песня маркетологов, которую сейчас только учатся красиво исполнять. Основная ценность блог-сервисов в привлечении наибольшего количества пользователей. В какой-то момент количество дневников на сервисе достигает критической массы, и начинается лавина новых подключений, стимулированных сарафанным радио и стадным чувством. В Рунете такая история была с Livejournal, он же ЖЖ, который за несколько лет стал одним из самых популярных блог-сервисов. В итоге мы имеем огромное количество пользователей, которые в глазах маркетолога суть покупатели, а унифицированных рекламных инструментов фактически нет. То есть кто-то использует ЖЖ как канал для распространения вирусного маркетинга, кто-то - как газету с объявлениями. Но эти решения разовые и выполняются без четких планов и прогнозов успеха. А обычная баннерная реклама в блог-сервисах почти никогда не используется по разным причинам. Возникает парадокс: много вкусной аудитории, а достать ее тяжело - в случае ЖЖ и аналогичных сервисов, которые ориентировались в первую очередь на текстовые записи и формат "берите и делайте что хотите". В итоге универсальность привела к неуправляемой разрозненности, а ориентация на текст - к сужению функциональных возможностей. Но это частная проблема ЖЖ, а не сетей блогов вообще. Есть, например, сервис Myspace.com, который появился позже Livejournal, но быстро растет и сейчас хвастает 37 млн зарегистрированных пользователей. Эта более полноценная социальная сеть, в рамках которой можно подгружать музыку, видео, вести обычный текстовый дневник, общаться и т. д. и т. п. Отдельные условия были созданы для музыкантов, которые могут продвигать свою музыку, загружать клипы, альбомы, общаться со слушателями, привлекать людей на официальный сайт. Сейчас на Myspace.com зарегистрированы около 660 тыс. разных групп, большинство из них, конечно, непрофессиональные музыканты и никогда не станут известными. Но это огромная аудитория людей, заинтересованных в музыке, что используется для продвижения альбомов вполне состоявшихся групп. Недавно на Myspace проходило продвижение последнего альбома Мадонны. Есть даже дневник Мадонны с какими-то текстовыми записями, но это скорее приятный бонус. Сам факт, что в списке друзей у человека рядом с Джоном из соседнего дома может быть Мадонна, привлекает множество народа. Все идут смотреть на ее блог, слушать отрывки из альбома и видео, потом на официальный сайт. Друзьям они начинают говорить: тут Мадонна рассказывала… ну, на майспейс. А в итоге часть этих людей потом пойдет и купит новый альбом Мадонны в магазине. В русскоязычном ЖЖ есть дневник со съемок второй части "Бумера", но почему-то он не привлекает большого количества читателей. То ли по культовости не дотягивает до дневника Мадонны, то ли формат коммуникации выбран не совсем правильно. В Рунете полноценных социальных сетей нет, а ведь могли бы, пожалуй, даже быть популярны у пользователей, а потом и рекламодателей. Но пока выходят какие-то однообразные проекты, даже Mail.ru запустил свой сервис блогов, по возможностям не ушедший дальше ЖЖ, который в свою очередь тоже давно устарел. Так что пространства для развития этого направления еще хоть отбавляй. Деловая газета "Бизнес" |