Чем больше, тем дешевле. Московские рестораторы пытаются найти способ компенсировать стремительный рост арендных ставок на небольшие помещенияВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ Сегодня "Росинтер ресторантс" откроет комплекс, который объединит сразу четыре ресторанные концепции, производственные помещения и менеджмент. За счет этого компания добилась экономии в 25%. Аналогичным путем идут и конкуренты "Росинтера". Сегодня открывается ресторанный комплекс "Росинтер ресторантс" в Московском дворце молодежи (МДМ). На площадях в 1,5 тыс. кв. м появятся рестораны "IL патио", TGI Friday's и "Планета Суши", а также новый проект - ресторан русской кухни "1-2-3 кафе" (см. "Бизнес" от 13 сентября). Вместимость комплекса - 487 посадочных мест. "Все заведения находятся в одном помещении, а разделяют их только декоративные перегородки",- говорит PR-директор "Росинтер ресторантс" Валерия Силина. В отличие от других проектов "Росинтер ресторантс", где рестораны находятся в одном помещении (например, возле метро "Маяковская", где открыты "Ростик'c", "IL патио", "Американский бар" и "Планета Суши"), в МДМ будут объединены кухня, служебные и складские помещения всех четырех ресторанов. Кроме этого, ресторанами будет управлять единый менеджмент. По словам Силиной, основная цель, которую преследовал "Росинтер ресторантс",- сокращение издержек. "На строительстве комплекса мы снизили затраты на 25%, на 15-20% меньше составили затраты на персонал",- отмечает Силина. Строительство обошлось "Росинтеру" в $3 млн, так что экономия составила $750 тыс. "Росинтер ресторантс" планирует развивать аналогичные проекты и в дальнейшем. До конца 2005 года компания откроет подобный комплекс на Преображенской площади. Ранее для сокращения издержек рестораторы ограничивались только объединением площадей, что также позволяло экономить, но не в таких объемах. По подобному пути развивается, например, "Кофе хауз", рядом с кофейнями открываются рестораны "Азия кафе". Владельцы мастер-франшизы Sbarro объединили площади "Баш на баш" и Viaggio. Похожий проект развивают владельцы московской сети "Кофе тун" в Ростове-на-Дону, где в ТЦ "Горизонт" на площадях в 1,7 тыс. кв. м строят сразу несколько концепций: русской, итальянской, кавказской, японской, китайской кухни, а также салат-бар. Компания планирует выходить с этой концепцией и в другие регионы, в том числе в Москву. Эксперты также отмечают, что, помимо объединения площадей, рестораторы сокращают издержки и за счет другого фактора - полного переноса кухни на отдельное производство. "Демократичные сетевые проекты идут вслед за фастфудом, открывая фабрикикухни. Они позволяют не только сократить издержки по аренде площадей, но также и стандартизировать блюда",- отмечает главный редактор отраслевого журнала "Мое дело. Ресторан" Анна Людковская. "Основная масса помещений, подходящих под рестораны,- 200-250 кв. м. Найти их почти нереально. Зато еще остались предложения по большим помещениям площадью 500-700 кв. м, где можно открывать несколько ресторанов, а также экономить на аренде: она ниже, чем в небольших помещениях",- говорит аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. Участники рынка считают, что за подобными проектами будущее. "Пока они еще редко встречаются, но в дальнейшем будут активно развиваться. Это позволяет оптимизировать не только площади ресторанов, но и управление персоналом",- говорит совладелец сети "Грабли" Роман Рожниковский. "Сразу несколько заведений привлекают внимание посетителей, у которых появляется выбор",- соглашается гендиректор московского филиала петербургской сети "У тещи на блинах" Рашид Абдурашитов. Впрочем, у таких проектов существуют и недостатки. "Если в объединенной кухне ресторанов сломается оборудование, то встанут сразу все концепции. Тогда потери компании будут на порядок выше, чем если бы это было отдельное помещение",- говорит управляющий партнер консалтинговой компании "Группа 9" Илья Лычев. Деловая газета "Бизнес" |