Как на вас скажется защита персональной информации?Неделю назад Государственная дума в первом чтении приняла проект федерального закона "О защите персональных данных". Озабоченные частыми утечками на черный рынок баз данных налоговой инспекции, пенсионного фонда и мобильных операторов депутаты предлагают радикальные меры. Во-первых, предлагается создать новый надзорный орган, регистрирующий все базы данных и их оборот. Во-вторых, обязать все без исключения компании, имеющие подобные информресурсы, включать в них персональные данные только с письменного согласия клиента. Как на вас скажется борьба с утечками - прежде всего из госорганов - персональной информации? Александр Бархатов, директор по внешним связям ГК "Перекресток": - Кто-то слышал, чтобы на черном рынке торговали базами данных кого-то из ритейлеров? Нет! Все утечки практически всегда связаны с информацией либо ГИБДД, либо МВД, либо налоговой службы и т. д.- госструктур. Тем не менее наиболее негативные последствия в случае изменений правил с клиентскими базами испытает торговая отрасль. Во-первых, снизится количество лояльных клиентов. Сейчас получить дисконтную карту легко. Теперь же процесс получения карты, внесение сведений и получение письменного подтверждения становятся сложнее. А в сфере торговли все, что создает для клиентов дополнительные ограничения или препоны, ведет к резкому сокращению числа лояльных клиентов. Во-вторых, ритейлеры могут также лишиться части постоянных клиентов. Ктото из приезжих или "неграждан" России, живущих в Москве и покупающих продукты в московских магазинах, наверняка откажется предоставлять о себе 100-процентные данные и подтверждать их письменным согласием. Получается, с этими клиентами придется расстаться? Анастасия Юсина, генеральный директор компании "Страта партнерс" (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness): - По-моему, это очень здравый закон. Он призван нас защитить от того, чтобы информация о людях передавалась кому-то. Это нормальный цивилизованный подход. Закон обязывает нас иметь поименную базу данных и вести поименное списание НДС, налога на прибыль и т. д. Тоесть мы не можем продавать карточки неизвестно кому, иначе через фитнес-клубы можно очень легко отмывать деньги. Кроме информации, необходимой по закону, мы никакой не пользуемся. Наши базы защищены от копирования, то есть уже давно работаем по этому закону. Марала Чарыева, генеральный директор ООО "Росинтер ресторантс": - Вопросов к законопроекту слишком много. У нашей компании, например, за девять лет накопилось около 1,2 млн зарегистрированных пользователей карточки "Почетный гость" (программа клиентской лояльности). Предположим, нас обяжут у всех этих людей получить письменное согласие на их нахождение в базе. Как это сделать технически? Кто будет оплачивать миллион звонков и отправку миллиона писем? Я согласна: проблема утечки информации существует. Но она существует на государственном уровне: наибольшее количество утечек происходит через госструктуры. Коммерческие же компании этими сведениями крайне дорожат. Любая программа покупательской лояльности- это долгосрочный проект. А потому компании потребительского сектора заинтересованы делать все так, чтобы клиент оставался довольным и продолжал пользоваться услугами именно этого оператора. В частности, хранить все его персональные данные в полном секрете. Роман Слащов, начальник коммерческого отдела транспортной компании "Москэб": - Мало кто из наших клиентов даст такое согласие. Есть и такие клиенты, которые настаивают на том, чтобы наше сотрудничество держалось в тайне, и любая бумага, которую им теперь придется подписывать, вызовет их недовольство Евгений Сухарников, PR-директор холдинга "Марта" (сети супермаркетов Billa и "Гроссмарт"): - Ничего принципиально нового не предложено. Мы уже несколько лет работаем по такой схеме. Чтобы получить VIP-карту, наши клиенты должны заполнить анкету. Анкета начинается вопросом "Согласны ли вы предоставить компании сведения о себе?". Если согласны, потом в ней расписываются. Правда, вопросы мы задаем безобидные - практически как при создании бесплатного ящика в интернете: ФИО, возраст, день рождения и т. д. Это позволяет делать работу с клиентами более эффективной (например, владельцам VIP-карт на день рождения дарим подарок), плюс для Европы это правило. До сих пор ни нас, ни клиентов такая схема не смущала. Михаил Ятковский, PRдиректор PPE Group (оператор дистанционной торговли): - В нашей пользовательской базе 22 млн регистраций. На запрос расписки все могут просто не ответить. Кроме того, не все из зарегистрировавшихся совершили хоть раз у нас покупку. Наконец, из законопроекта неясно, подпадают ли под его действие интернет-пользователи, которые в качестве личной информации часто оставляют адрес электронной почты и все. Если подпадают, то как они должны выписывать свое согласие на отсылку писем? Олег Зельдин, генеральный директор Foztax Call Centre: - Часть наших контактов в базе получены из открытых источников, например отраслевых справочников, в которых компании сами оставляют свою контактную информацию. Доказать, откуда эти данные - из открытых источников или от личного общения, сложно. Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей (КонфОП): - Обязать операторов вносить персональные данные только при согласии клиента - решение абсолютно правильное. Человек должен осознанно соглашаться на то, чтобы информация о нем находилась в чьих-то руках. Я бы рекомендовал людям, дающим согласие, прежде десять раз подумать. Любые данные могут быть использованы недобросовестно: по размеру покупок, звонкам, другим косвенным признакам легко оценить уровень доходов человека. Но в том, что гарантировать чистоплотное использование баз данных способна новая госструктура, я лично сомневаюсь. Никакие защитные меры не будут работать, пока не закончится еще не начавшаяся административная реформа. У чиновников слишком много соблазнов, чтобы зарабатывать на продаже баз данных. Деловая газета "Бизнес" |