05.12.2005

Юрию Лужкову реклама не нужна в том виде, в котором она нужна депутатам



Новая редакция закона "О рекламе", возвращающая пивных спонсоров в телеэфир и ограничивающая регулирование местными администрациями рынка наружной рекламы, столкнулась с серьезным противником. Как стало известно Ъ, мэр Москвы Юрий Лужков написал письмо председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой вернуть проект "на предыдущие стадии законодательного процесса". По мнению заинтересованных рекламистов, это угрожает существенно затянуть принятие закона, который они называют "более либеральным", чем существующий.

Юрий Лужков уже второй раз просит Бориса Грызлова снять проект закона "О рекламе" с рассмотрения на пленарном заседании Госдумы и создать согласительную комиссию для его доработки. Градоначальника вновь не устраивает глава, посвященная наружной рекламе. В предыдущем письме, отправленном в марте этого года, господин Лужков писал, что в новом законе необоснованно ограничиваются полномочия органов госвласти в вопросах выдачи разрешений и согласований на установку рекламных конструкций. Также мэр обращал внимание председателя Госдумы на то, что законопроект "носит ярко выраженную коммерческую направленность", намекая, что его разработчики учли в первую очередь интересы лоббистов–операторов рынка "наружки".

Новая редакция закона "О рекламе" была принята Госдумой 20 апреля этого года в первом чтении. Законопроект разработала группа депутатов фракции "Единая Россия". В разработке закона принимали активное участие лидер телерекламного рынка группа "Видео Интернешнл", а также крупнейший игрок рынка наружной рекламы компания News Outdoor-Russia. Большинство рекламистов считает новую редакцию более либеральной, чем действующий закон "О рекламе". Например, она разрешает рекламу крепкого алкоголя в прессе, возвращает на телевидение пивных спонсоров, но ограничивает рекламу лотерей, игорного бизнеса и лекарств. Глава закона, посвященная наружной рекламе, сразу вызвала споры: ее авторы утверждают, что она ликвидирует пробелы в действующем рекламном законодательстве. Их оппоненты заявляют, что законопроект не учитывает интересы местных администраций, защищая лишь интересы владельцев рекламных конструкций.

В новом письме московского градоначальника, которое, по информации Ъ, было подписано им в пятницу, 2 декабря, тема лоббизма получила дальнейшее развитие. "Полагаю, что законопроект... имеет 'коммерческую' направленность, будет способствовать монополизации рынка наружной рекламы, а также приведет к фактической бесконтрольности в распространении наружной рекламы,– пишет мэр.– В нем не только сохранился, но и усугубился служащий интересам конкретных заинтересованных групп подход к проблеме регулирования рекламной деятельности". По словам чиновников московского комитета рекламы, принимавших участие в подготовке письма, под "заинтересованными группами" мэр имеет в виду крупнейшего оператора рынка наружной рекламы компанию News Outdoor, которая лоббирует принятие закона в его нынешнем виде.

Юрия Лужкова не устраивает предусмотренная законопроектом выдача бессрочного разрешения на размещение рекламных конструкций. Мэр опасается, что такое разрешение будет "фактически невозможно отозвать, так как устанавливается только судебный порядок рассмотрения такого рода дел". Он утверждает, что вне правового регулирования "осталась реклама с помощью переносных и носимых рекламных конструкций, различного рода самоходных и несамоходных транспортных средств". Кроме того, из сферы правового регулирования выведена наружная реклама на остановочных павильонах общественного транспорта. Мэр просит спикера Госдумы вернуть проект "на предыдущие стадии законодательного процесса". В аппарате комитета по экономической политике Госдумы письмо Юрия Лужкова вчера не комментировали. "Один из ключевых вопросов в этой дискуссии – разрешение на установку рекламоносителей,– говорит Андрей Березкин, гендиректор компании 'ЭСПАР-Аналитик' (участники рынка считают эту компанию 'идеологически близкой' к руководству News Outdoor).– В развитых странах власти выдают операторам долгосрочные разрешения или лицензии на установку рекламоносителей. Убежден, что мэр, являясь сторонником рыночного развития, разделает такого рода подход. Поэтому мы в данной ситуации скорее имеем дело с позицией профильного комитета, чем самого Юрия Михайловича". В самой News Outdoor ситуацию не комментируют.

Рекламисты не берутся прогнозировать, как письмо Юрия Лужкова отразится на судьбе законопроекта "О рекламе". "Юрий Михайлович – авторитетный руководитель, который к тому же является субъектом законодательной деятельности. Понятно, что его мнение учитывается и рассматривается очень внимательно,– говорит вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев.– Однако даже он не может повлиять на процедуру прохождения закона через Думу: сроки приема поправок к закону истекли, мнения сформированы. Вопрос в том, насколько внимательно отнесется думское руководство к письму мэра накануне второго чтения". Напомним, что разработчики закона хотят вынести его на второе чтение в этом году. Вместе с тем участники рынка опасаются, что очередной скандал с поправками к главе про наружную рекламу затормозит принятие закона в целом. "Нас беспокоит, что этот спор в последнюю секунду порождает новые задержки в рассмотрении достаточно сбалансированного закона, в котором, как нам казалось, были учтены все нюансы,– говорит генеральный директор группы компаний 'Видео Интернешнл' Сергей Васильев.– В достаточно спокойном и профессиональном обсуждении было пройдено первое чтение, важно, чтобы этот режим сохранился и для второго чтения". По его словам, конфликт может "подвесить закон и по очередному кругу начнется дискуссия, которая может оказаться бесконечной".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

КоммерсантЪ